Найти в Дзене
Стиль жизни

Игорь Северянин: «как хороши, как свежи будут розы…»

Это было у моря, где ажурная пена, Где встречается редко городской экипаж... Королева играла - в башне замка - Шопена, И, внимая Шопену, полюбил ее паж... О Северянине сказано все, что можно и нельзя. Его манерность, жеманство можно было бы и забыть. Но эта гениальная апоплексическая судорога не дает покоя, как будто тебя дразнят, испытывают твое терпение на прочность: А потом отдавалась, отдавалась грозово, До восхода рабыней проспала госпожа... Это было у моря, где волна бирюзова, Где ажурная пена и соната пажа... До того, как вызывающее бестыдство начало высекать искры из глаз его неистовых поклонников и недоброжелателей, он под всевдонимимом Игорь Лотырёв писал заурядные патриотические поделки: Одна из этих книжонок попалась как-то на глаза Н. Лухмановой, бывшей в то время на театре военных действий с Японией. 200 экземпляров «Подвига «Новика» я послал для чтения раненым солдатам. Но отзывов не было... И вечный бой, все повторяется, поэты и нынче пишут о войне. И вряд ли их читает

Это было у моря, где ажурная пена,

Где встречается редко городской экипаж...

Королева играла - в башне замка - Шопена,

И, внимая Шопену, полюбил ее паж...

-2

О Северянине сказано все, что можно и нельзя. Его манерность, жеманство можно было бы и забыть. Но эта гениальная апоплексическая судорога не дает покоя, как будто тебя дразнят, испытывают твое терпение на прочность:

-3

А потом отдавалась, отдавалась грозово,

До восхода рабыней проспала госпожа...

Это было у моря, где волна бирюзова,

Где ажурная пена и соната пажа...

-4

До того, как вызывающее бестыдство начало высекать искры из глаз его неистовых поклонников и недоброжелателей, он под всевдонимимом Игорь Лотырёв писал заурядные патриотические поделки:

-5

Одна из этих книжонок попалась как-то на глаза Н. Лухмановой, бывшей в то время на театре военных действий с Японией. 200 экземпляров «Подвига «Новика» я послал для чтения раненым солдатам. Но отзывов не было...

-6

И вечный бой, все повторяется, поэты и нынче пишут о войне. И вряд ли их читает кто-то кроме самих авторов. Русский поэт, чтобы понравится публике, должен быть женственным, жеманным, страдающим от непонимания и невнимания современниками.

Поэт - это поза! Это - Надсон, надсадные рыдания и цветы у могилы. 

-7

Есенин писал, что лучшими ценителями поэзии в то время были еврейские девушки. К ним примыкал и огромный пласт русских кисейных провинциальных барышень, которые, следуя велению моды, селились в обеях столицах. 

-8

По сути стихи Серерянина - это ширпотреб Серебряного века:

Мы живём, точно в сне неразгаданном,

На одной из удобных планет…

Много есть, чего вовсе не надо нам,

А того, что нам хочется, нет...

Эти строки очень похожи на строчки Вертинского:

Ваши пальцы пахнут ладаном,

А в ресницах спит печаль.

Ничего теперь не надо нам,

Никого теперь не жаль...

-9

Игра, кокетство. Гений Игоря Северянина породила бесвкусица. Она же его и уничтожила, когда мода прошла:

Но дни идут — уже стихают грозы.

Вернуться в дом Россия ищет троп…

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб...

-10

"Прошлое - ложь, для памяти нет дорог обратно, каждая миновавшая весна невозвратима, и самая безумная и стойкая любовь - всего лишь скоропреходящее чувство." - сказал Маркес. 

-11

Наверное, он прав, но все же, все же...Северянин, Серебряный век, вечерний альбом, очарование заката, Россия, которой уже не будет, словно гербарий в забытой книжке, которую открывают редко. Но открывают:

Мне удивительный вчера приснился сон:

Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.

Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.

И слёзы капали. И вился русый локон...

Ох уж мне эти стихи читавшей Блока!

Кнутом иссеченная муза беспощадной критики не поглядят по головке какого-нибудь графомана, к примеру Водейникова за такие строчки. А вот Северянину все сойдет с рук. Потому что поэт – это еще и судьба, а не только вымученное страдание уставшей от версификации пустоты. Трагическое косноязычие Северянина поэтического свойства. Великий дух поэзии рождается из трагедии, а не бытовой драмы:

-12

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!