Нигде так контрастно не проявляются иллюзии бизнеса, как в нулевых или маленьких компаниях. Там они цветут и пахнут, там на них молятся и делают из них догмы. Какие-то из этих иллюзий есть плод неверных трактовок бизнес-литературы, какие-то - лень и идеализм вперемешку. Итак, мои любимые бизнес-иллюзии:
1. Стратегия не всегда нужна. Не правда. Стратегия нужна всегда, в компании любого размера. Был чудесные кейс, когда компания из 2 (двух) человек запуталась в том, что делает. Обычно лидер, визионер - один. Он живет в будущем, оно у него там свое. Заземлять его, транслировать команде надо при любом размере бизнеса. И, кстати, отсутствие стратегии как сформулированного вектора развития, по моей оценке, чаще всего разрушает команды. Сильные люди уходят.
2. Надо часто-часто делать различные эксперименты. Частично не правда. Те, кто говорят, что стартап - это умение экспериментировать, забывают добавить "в фокусном направлении". Часто расфокусировка вредит или даже губит проект. Как бывает? Первые продажи, успех (между нами говоря - за счет собственной базы). Потом проект начинает идти широким фронтом. Не выдерживает контроль затрат. Рассыпается или продается за копейки.
3. Плоская структура оптимальна. Частично не правда. Оптимальна до 20-30 человек. После этого начинаются сказки, в основном - страшные. Фаундер, который берет на себя роль "маршрутизатора", начинает не справляться. Он перегружен информацией, он начинает сбоить. Это превращается часто в недовольство командой, иногда - в необходимость больше отдыхать. Первое негативно влияет на климат, второе - еще больше ухудшает информационный обмен и скорость принятия решений.
4. HR не нужен. Не правда. Нужен и не надо на нем экономить. На ранней стадии HR поможет демпфировать недостатки плоской структуры, осуществит переход к матричной, обеспечит трансляцию стратегии, реализует внутренние коммуникации в команде. Принято считать, что роль HR - поддерживающая. Думаю, что в стартапе она одна из ключевых, наравне с продажами. Просто эту роль часто играет фаундер, играет как может.
5. Разработка должна быть in-house. Частично не правда. Есть хорошее правило - критичные по бизнесу вещи держим внутри, остальное - отдаем на аутсорс. Для каких проектов, например, в области образования, ИТ и разработка - критичны? Да почти что ни для каких. Только если это платформенный проект с большой долей кастомизации под заказчика. Аутсорсинг. И еще раз - аутсорсинг, товарищи!
А у вас когда-нибудь были иллюзии насчет своего бизнеса?