Она взяла старый телефонный справочник и набрала номер .
В трубке раздались частые гудки, как обычно, когда набираешь межгород.
- Алло! Я слушаю. - услышала она знакомый , почти забытый голос.
- Светлана Ивановна, здравствуйте! Вы меня узнаёте?
- Да - да! Конечно! Здравствуй , Нина! - на том конце трубки явно обрадовались.
- Мне сказали, что вы интересовались мною?
- Я встретила на рынке вашу давнюю знакомую.. Интересно стало, как ты живешь.
- Да. Она передала . Потому и звоню. У вас все в порядке?
Удивительно, как телефонная связь, за мгновение, преодолела тысячи километров расстояния между ними.
Но на той стороне медлили и подбирали слова.
Нина поспешила поддержать разговор, убирая неловкость:
- У вас как? Как здоровье?
Дежурные фразы помогали приблизиться к больной теме. Давней теме, в которой можно было попытаться сгладить острые углы .
Много лет назад Нина разошлась с её сыном. С любимым единственным сыном. Пренебрегла, не прожив с ним и полугода. Ушла и закрыла эту историю своей жизни, как входную дверь.
Свекровь не могла с этим смириться . Звонила , выясняла денежные вопросы , высчитывала , сколько потратила средств на пышную свадьбу. Находила любые поводы для общения, но безрезультатно. Свекровь не получила ответа на вопрос , как можно быть такой жестокой? Ведь она почти полюбила невестку и делала всё , чтобы детям было хорошо. Дом - полная чаша. А тут вдруг такое.. Категорическое нежелание дальнейших отношений.
Нина не хотела перебирать подробности. Понимала, что слова могут травмировать . Как объяснить, что ей невыносимо? Невыносимо жить с этим мужчиной. Но именно ЭТОТ мужчина был единственный и любимый сын. А потому она малодушничала, предпочитая избегать свекровь всеми возможными способами.
Однажды вечером в дверь позвонили. Догадываясь, что это очередной визит непрошенной гостьи, Нина посмотрела в дверной глазок, проверяя. Никого. Нина не стала открывать. Однако, спустя короткое время, дверной звонок снова блямкнул.. Она распахнула дверь .
Из проема соседской двери, так, чтобы не видно было в глазок, вышла свекровь с увесистым тюком и шмыгнула в дверь, едва сдерживаясь от гнева и обиды:
- Вот, Нина, твои вещи. - она опустила тюк на пол ( и как только донесла?) , завязанный наподобие мешка. Нина узнала свой плед.
- Да зачем? - Нина тяжело вздохнула. - Оставили бы себе.
Свекровь взглянула на бывшую невестку, припоминая накануне заготовленную фразу :
- Я, Нина, желаю , чтобы справедливость восторжествовала. - сказала она с нажимом.
- И я желаю. - с готовностью поддержала идею свекрови Нина.
Свекровь помедлила , не находя больше слов, повернулась и вышла .
Плед с вещами развернулся. Прямо сверху лежали несколько сильно скомканных полинялых листков из тетрадки в клеточку, густо исписанные почерком свекрови. Нина наклонилась и прочла первые слова " Тоска - тоскучая .."
- Это что такое? Заговор, что ли?
Атеистка Нина вспомнила разговоры у свекрови в доме. И свекровь, и бабушка любили страшные истории . По вечерам , на теплой кухне, две женщины вели беседы, судачили о соседях, приписывая некоторым из них сверхъестественные способности. Нина относилась к пересудам снисходительно, не принимая всерьёз. Семья мужа - обычная , деревенская, хотя и очень зажиточная. Ну мало ли , о чем деревенские женщины говорят? Про черных кошек да про про нечистую силу..
Но в этот раз Нине стало не по себе. Она вдруг вспомнила , что старая бабушка говорила что - то про баночку воды , которая оставалась после мытья покойников. Для каких , спрашивается, целей? От мыслей Нину передернуло. " А что ,если эти подтёки на буквах именно от этой воды?"
Нина взяла на кухне пинцет , вырвала чистый листок из тетради, приподняла пинцетом заговор и обернула его бумагой сверху так, чтобы расправить скомканные листки, не касаясь их. После соблюдения всех предосторожностей она тщательно вымыла руки. Нина двигалась автоматически, удивляясь точности своих движений. Потом решительно вошла в комнату и опустила крышку секретера. Мракобесию пора было положить конец.
У свекрови, в Крыму, жил старший брат. Успешный востребованный дядька, далёкий от любых предрассудков. С его авторитетом обе женщины считались, уважая его веское мужское слово.
Нина познакомилась с ним после свадьбы, когда молодые проводили неделю на море. Сейчас адрес родственника бывшего мужа всплыл в памяти .
Она писала письмо , стараясь объясниться. Дескать, помогите, избавьте от подобных инцидентов. Ведь претензии между бывшим мужем и Ниной, к тому времени, уже были исчерпаны.
Нина закончила писать, вложила письмо вместе с заговором в конверт , заклеила конверт и написала адрес. Письмо получилось увесистое. Оно громко стукнуло, падая на дно синего почтового ящика, висящего на стене соседнего дома. Вещи Нина вынесла в мусор, не жалея ничего. Словно отрезая всю прошлую жизнь с её иллюзиями.
Письмо , по - видимому , помогло . Свекровь больше не приходила, не звонила. И колдовских посланий не писала. Все контакты прервались.
И вот теперь , спустя много лет, Нина снова говорила с бывшей свекровью.
Не касаясь темы колдовства. Не вспоминая .
Она узнала , что бабушки не стало, что у сына , то есть бывшего мужа , двое детей. Порадовалась вместе со свекровью, выслушивая подробности. Словно это был обычный разговор близко знакомых людей.
Однако, прощаясь, свекровь сказала:
- Ты прости меня, Нина ! Надеюсь, сможешь понять, как я была расстроена .. Теперь ты сама мать, знаешь, что такое материнские чувства.
- Я не обижаюсь. - ответила Нина. - Если бы обижалась, не звонила бы. Здоровья вам! И храни вас Господь!
Нина положила трубку и подумала, что время лечит старые раны, а любовь помогает преодолеть любую недобрую силу. Включая силу материнской обиды.