Подросток ударил брата по голове бутылкой
У Элеоноры Юрьевны на пятом десятке впервые возникли проблемы с полицией. Правда, это не совсем проблемы... Скорее эксцесс, после которого пришлось оправдываться и отвечать на неудобные вопросы. Суть в том, что двое её сыновей, Валя и Игнат, подрались, после чего хирург извлекал у головы Игната осколки стеклянной бутылки.
Вале 12, Игнату 16. Игнат задирает младшего, тот часто приходит в бешенство. Контролировать сыновей Элеонора Юрьевна уже не может: просто не справляется с подростками, имея мягкий характер.
После беседы с полицией, а потом и с представителями опеки, она решила обратиться к семейному психологу, рассчитывая получить какой-то совет, который поможет ей исправить ситуацию.
Психологи в своём кругу часто делятся кейсами, сохраняя конфиденциальность в отношении своих клиентов: не называя ни имён, ни адресов. Благодаря этому я могу поделиться и с вами психологическим анализом этой проблемы.
Что делать родителям, когда дети дерутся?
Психолог, консультировавший Элеонору Юрьевну, спросил меня:
- Что бы ты посоветовал тем родителям, у кого дети дерутся до кровопролития? Ведь у тебя двое сыновей, как ты с ними справляешься?
Я ответил следующим образом:
- Я считаю, что папа должен быть для своих сыновей вожаком стаи. Точь в точь, как это происходит у собак или волков. Потому что дети в своём поведении и мышлении куда "звероватее" взрослых. Быть вожаком - значит быть гарантом заведённого порядка: иметь твёрдое слово и уметь самому соответствовать тем требованиям, которые предъявляешь детям.
Мои дети иногда дерутся, иногда разбивают друг другу носы. Иногда мне приходится играть роль судьи и разрешать споры. Я считаю такое положение вещей нормальным и никогда не говорю, что "драться плохо". Я лишь требую справедливого отношения друг к другу: умения объяснить свою позицию и ясно высказать претензии. И всегда получается так, что к драке приводят пустые эмоции, и агрессор всегда признаёт, что погорячился.
Хотя, бывают ситуации, когда я оправдываю рукоприкладство: в этом случае речь идёт о провокациях и неумении сдерживать излишне длинный язык.
Считаю, что мальчик должен уметь следить не только за своими кулаками, но и за языком. Что же касается Элеоноры Юрьевны, то, как это часто водится в психологическом консультировании, она сама в ходе беседы раскрыла суть своей проблемы:
- У меня совсем нет времени, чтобы заниматься детьми. Я слишком много работаю...
Думаю, что читатель не станет спорить: при таком положении вещей любое возможное решение проблемы будет нивелировано "отсутствием условий" для его реализации.
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК