Найти тему
Лунная программа

Фронтпроекция. Можно ли использовать этот метод для съемки лунного пейзажа? Часть 3

Оглавление

Подводные камни метода фронтпроекции я показал в двух предыдущих публикациях:

1. Фронтпроекция. Почему ее нельзя использовать для съемки лунных пейзажей. Часть 1

Здесь речь пошла о том, что бликующие поверхности представляют неразрешимую задачу при использовании метода фронтпроекции.

2. Фронтпроекция. Одна фраза Стэнли Кубрика, которая ставит крест на возможности применять этот метод для имитации лунных пейзажей. Часть 2

Здесь приведены слова самого Стэнли Кубрика, который одним из первых стал применять этот метод для комбинированных съемок, о том, что применение прямого точечного источника света (имитация Солнца) невозможно в принципе при использовании метода фронтпроекции.

Казалось бы достаточно для спекуляций на тему о том, что именно этот метод был использован кинематографистами НАСА для имитации полетов на Луну. Но есть смысл поговорить еще немного об освещении. Попытаемся все же осветить прожектором сцену лунного пейзажа.

Но сначала вспомним слова кинооператора Коновалова о том, какой именно свет можно (по его мнению) использовать, а какой ни в коем случае нельзя.

ЗАДНЕ-БОКОВОЙ СВЕТ

  • "Чтобы не засветить изображение на киноэкране, ни один из прожекторов, который освещает актёра-астронавта, не должен быть направлен в сторону экрана. Другими словами, прожектор, который имитирует света солнца, должен освещать актёра исключительно сзади. А поскольку непосредственно сзади за актёром находится киноэкран, прожектор-солнце ставят сбоку от экрана. Отсюда и получается задне-боковой свет. На фотографиях разных миссий Аполлон всё время используется один и тот же задне-боковой свет." (№5 "Разные высадки на Луну американцы снимали в одном и том же павильоне")
  • "Астронавта освещают так, чтобы свет прожектора, имитирующего солнце, не попадал на экран. Практически на всех "лунных" снимках, где на фоне есть гора, астронавта освещают в спину, свет задне-боковой." (№25 "Самая известная лунная фотография из миссии "Аполлон-15" снята в павильоне методом фронтпроекции")
  • "...нужно, чтобы ни один из прожекторов, который освещает актёра-астронавта, не был направлен в сторону экрана. Другими словами, прожектор, который имитирует эффект света от солнца, должен освещать актёра исключительно сзади. А поскольку непосредственно сзади за актёром находится киноэкран, прожектор-солнце ставят сбоку от экрана. Отсюда и получается задне-боковой свет. На фотографиях разных миссий "Аполлон" всё время используется один и тот же задне-боковой свет" (№83 "Для чего агентство НАСА заказало сверхсветосильный объектив за миллион долларов и почему им ничего не снято?")

Нарисую схему "задне-бокового света"

вариант 1

Мы разместили прожектор (или зеркало, отражающее лучи прожектора) позади светоотражающего экрана. И...? И у нас появилась тень. Мертвая зона, которая не освещается нашим Солнцем.

Схема отпадает.

вариант 2

У нас будет катастро
У нас будет катастро

Этот вариант имеет свои ограничения. Прожектор стоит слишком близко к сцене. У нас будет катастрофическое падение освещения. А отодвинуть его подальше и оставить ПЕРЕД экраном мы не можем. Нас ограничивает высота установки прожектора (надо соблюсти высоту Солнца над горизонтом). Если мы его отодвинем так, чтобы перепад освещения не был заметен, то нам надо поднимать поднимать прожектор. И он уйдет ЗА экран. И появится тень от экрана (см. вариант 1)

Это собственно и показывает, почему Стэнли Кубрик поставил крест на возможности использовать один точечный источник света.

А теперь посмотрим на требование освещать сцену ЗАДНЕ-БОКОВЫМ светом. На этом требовании, как мы смогли прочитать выше, настаивает сам Леонид Коновалов. Задне-боковой свет - это свет, который направлен в сторону наблюдателя (кинокамеры).

Посмотрим, а все ли лунные снимки удовлетворяют этому требованию (на котором настаивает сам Коновалов). А именно - все ли они освещены ЗАДНЕ-БОКОВЫМ светом:

Аполлон-15

AS15-85-11471
AS15-85-11471
AS15-85-11527
AS15-85-11527
AS15-87-11840
AS15-87-11840
AS15-92-12409
AS15-92-12409

Как видим, эти снимки освещаются ПЕРЕДНЕ-БОКОВЫМ светом. Вопреки условию оператора Коновалова.

(у оператора есть еще одно требование - размер студии и постоянство расстояния от камеры до экрана. Но об этом в другой раз)

Переходим к миссии Аполлон-16

Аполлон-16

AS16-114-18453
AS16-114-18453
AS16-113-18339
AS16-113-18339

Флаг хорошо освещен. Это не ЗАДНЕ-БОКОВОЙ свет!

Аполлон-17

AS17-134-20386
AS17-134-20386
AS17-137-20873
AS17-137-20873
AS17-143-21933
AS17-143-21933

Во всех фотографиях выше мы видим не ЗАДНЕ-БОКОВОЕ освещение, которое, по Коновалову, обязательно на съемке с использованием фронтпроекции, но ПЕРЕДНЕ-БОКОВОЕ.

Я спросил у кинооператора, как он объясняет этот факт. Вразумительного ответа не последовало. Вместо него пришел бот пд названием Иван Перов и... и было как в анекдоте про голубя и игру в шахматы.

Ну и вишенка на торте:

Леонид Коновалов пишет:

  • "Мне не важно, как они будут объяснять следующую информацию, но факт остаётся фактом. В фотоальбоме, который называется "Миссия Аполлон-11", на "лунных" фотографиях нет лунных гор."

Да. Для Леонида Коновалова большая загадка - почему на равнине нет гор! Я вот хотел ему объяснить, что равнина потому и называется равниной, что на ней нет гор. Но ему же не важно "как они это будут объяснять". Ему главное посеять зерно сомнения в благодатной почве. Уверен, что и Михаил Петрович после этой фразы закипел гневом - как так! Нет гор! Непорядок!

А их там действительно нет:

-12