Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Форсировать или ждать. Креативное лидерство на примере утиных историй

Мой арсенал преподавателя и тренера Креативного лидерства, содержит богатое разнообразие приёмов, методов и упражнений для развития креативности, озарения инсайтами, креативного прорыва и, конечно же, выхода на новый, более высокий, уровень как в бизнесе так и в творчестве. Продолжаю его пополнять новыми находками. Как известно, в Древней Греции было свыше 3000 эвристик, на сегодняшний день в большинстве утерянных.

Эвристики – это приёмы и методы, которые с античных времён применялись для открытия новых концептов, порождения инновационных идей, решения любых задач, а также для поиска и нахождения взаимосвязей между объектами. Само слово "эвристика" переводится с греческого как "находчивый, находит, отыскивает, открывает". Валентин Алексеевич Моляко, известный исследователь творческой деятельности, обозначил эвристики красивой метафорой – «Мыслительное карате». Ещё один известный учёный из области технического творчества взялся искать и записывать Древние эвристики, но с его уходом, они также потеряны.

Так вот, сегодня хочу поделиться одним из способов, где и как находить для себя новые эвристики. И сделаю это на примере утиных историй. Творчески. Люблю наблюдать за природой, природными явлениями, жизнью каждого живого существа от букашки в траве до слонов в зоопарке и птиц в небе. Одним из методов развития креативности и порождения оригинальных идей является "Метод ассоциаций и аналогий" с его замечательным приёмом – прямой аналогией. Автор, подаривший миру данную эвристику (как хорошо описанный и практически доказанный метод ускорения креативности)Уильям Гордон, американский изобретатель и исследователь человеческого мышления, а также его коллега Джордж Принс.

Итак. Форсировать или выжидать.

Однажды на прогулке по лесу мы встретили двух уток. Дело было в Ростове-на-Дону, в этом городе утки не настолько храбрые, как в Москве, они чаще сторонятся людей, прячутся в кустах и камышах. И вдруг, две прелестные уточки зашагали впереди нас. Дело было после дождя, в лесу сыро, на прогалине образовались огромные лужи. В это время я работала над одной творческой задачей и передо мною стоял вопрос: ждать или форсировать, ускоряться?

Появление уток на нашем пути не считаю случайным, вам, как ни кому другому, это понятно: как и почему мы притягивает события, определённых людей, строим проекции и наблюдаем аналогии и фрактальность в природе.

Так вот, утки быстро топали друг за дружкой, спешили. Селезень явно был вожаком (лидером) и вёл за собой уточку. Она полностью ему доверяла. Когда парочка приблизилась к водяной преграде, я задалась вопросом: обойдут ли лужу или форсируют? Мне как взрослому человеку, ясное дело, пришлось бы обойти, не замочить ноги, не влезть в грязь. А как бы поступил ребёнок? Наверняка бы испробовал глубину лужи ножкой, поёрзал в грязи. Утки так же не остановились перед водостоем. Они – форсировали. Ускорились. И в этот момент в моей голове сверкнула новая идея!

-2

Ещё гениальный авиаконструктор Роберто Орос ди Бартини (Роберт Людвигович) писал, что ускорение – это путь к прогрессу, направление к порядку. Приведу отрывок из его статьи "Ускорение, транспорт, художественное конструирование", опубликованной в журнале "Техническая эстетика" в 1967-м году.

-3

Так вот, прямая аналогия – это поиск и нахождение сходства между различными объектами живой и неживой природы, элементами систем, которые решают схожие задачи. На примере утиной истории показала, как решается задача движения вперёд, ускорения. Привычного для уток достижения цели, и не всегда привычного и явного для нас. Главное, уметь наблюдать, открыть в себе видение, не пропускать моменты жизни, размышляя ежеминутно о своих проблемах и задачах.

Надеюсь, эта простая эвристика, построенная на наблюдении, аналогии и ускорении будет для вас полезной.

-4

Литература:

1. Белова Е.А. Креативной педагогике — 30: Три измерения для измерения неизмеримого // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020, М., №1.
2. Бартини Р.Л. Ускорение, транспорт, художественное конструирование. Техническая эстетика, 1967.
3. Буш Г.Я. Аналогия и техническое творчество. Рига, 1981.
4. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Знание УССР, 1978.
5. Попов В.В. Креативная педагогика. Методология, теория, практика. М., 2014.
6. Aleinikov A.G. Novology. Encyclopedia of Creativity, Invention, Innovation, and Entrepreneurship. New York, 2017.

Вы можете обратиться ко мне с любым запросом по работе с лидерством, креативным лидерством и креативной педагогикой. Приходите на клубную встречу.

+79663669690 (WhatsApp, TГ)

С уважением, Бе́лова Елена Анатольевна.

Терапия Идеальным Лидерством.

Автор: Белова Елена Анатольевна
Коуч

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru