У читателей моего канала может сложиться впечатление, что я только и делаю, что сужусь с агентствами по продаже билетов типа КупиБилет,
или оспариваю операции по оплате авиабилетов через банк, как это было в случае с авиакомпанией FlyOne.
Однако, это впечатление лишь отчасти верное :). Дело в том, что я, действительно, часто летаю, поэтому шанс попасть в неприятную ситуацию с авиакомпанией или с сервисом по продаже билетов в моем случае выше, чем у людей, которые летают редко.
А учитывая мое юридическое образование, мне трудно оставить без внимания неприятные или несправедливые ситуации, связанные с перелетами, которые периодически со мной происходят. Этим и объясняется мой богатый опыт судебных и внесудебных разбирательств :).
Сегодня я хочу рассказать о том, как и почему мне пришлось судиться с Австрийскими авиалиниями в суде в Австрии.
Гутен Таг! Добрый день!
Я - Анна, и живу в прекрасной Вене. На своем канале я пишу о жизни в Австрии, путешествиях, а также делюсь наблюдениями и мыслями о происходящем вокруг.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Об Австрийских авиалиниях
Австрийские авиалинии (Austrian Airlines) - это авиакомпания, базирующаяся в Вене, Австрия. Она была основана в 1957 году и является флагманской авиакомпанией Австрии. Рекламу Австрийских авиалиний можно часто встретить на остановках общественного транспорта в Вене, в автобусах и метро.
В настоящее время Австрийские авиалинии являются дочерней компанией немецкой Lufthansa Group.
Австрийские авиалинии предлагают регулярные и чартерные рейсы в более чем 130 городов в 55 странах мира, включая Европу, Азию, Северную и Южную Америку, Африку и Ближний Восток. Кроме того, австрийские авиалинии являются членом альянса авиакомпаний Star Alliance.
В целом, мне нравятся Австрийские авиалинии как авиакомпания. У них всегда профессиональный и вежливый сервис на борту, новые самолеты и, что еще немаловажно для меня: за перелеты Австрийскими авиалиниями начисляются баллы программы Miles and More, участником которой я являюсь.
Единственное, в последнее время билеты на рейсы Австрийских авиалиний стали необоснованно дорогими.
При этом, Австрийские авиалинии в последние два года значительно сократили объем предоставляемых услуг. Сейчас на рейсе Austrian Airlines вам больше не предложат вино или другие напитки, а также «сладкий» или «соленый» снэк на выбор. Максимум на что вы можете рассчитывать - это стакан воды.
При этом, по сравнению с европейскими лоукостерами WizzAir или Ryanair, цены на билеты Австрийских авиалиний - в 3-4 раза дороже. Поэтому сейчас, скорее всего, я выберу перелет европейским лоукостером, например, WizzAir, нежели буду переплачивать за бренд Австрийских авиалиний.
Что послужило причиной обращения в суд?
В декабре 2021 года ко мне в Вену из России приезжала мама, чтобы помочь с моим только что родившимся сыном. Билеты маме я покупала на рейс Австрийских авиалиний по маршруту Москва-Вена-Москва.
Изначально мы планировали, что мама останется у нас до конца января 2022 года, но потом ей так понравилось гостить у нас, а нам было так здорово и легко жить с ее помощью :), что мы перебронировали ее обратный билет из Вены в Москву на конец февраля 2022 года.
Когда я покупала билеты на рейс Австрийских авиалиний, то специально выбирала более дорогой тариф, допускающий изменение даты вылета, потому что понимала, что планы могут измениться.
И так оно и вышло. Начались всем известные немирные действия, и воздушное сообщение между Россией и большинством стран мира было закрыто.
К слову, за билеты на рейс Австрийских авиалиний "туда-обратно" я заплатила 20 тысяч рублей.
Австрийские авиалинии прислали нам официальное письмо, что рейс из Вены в Москву отменен.
При этом, Austrian Airlines не спешили возвращать деньги за отмененный рейс.
Я несколько раз честно заполняла специальную форму для возврата денежных средств за билет на сайте Австрийских авиалиний, написала им около пяти имейлов, но не получила ни одного ответа.
Разумеется, просто так дарить Австрийским авиалиниям десять тысяч рублей за второй билет я не собиралась. Поэтому мне пришлось идти в суд.
Подготовка к суду
Так как за билеты платила я, а живу я в Вене, и штаб-квартира Австрийских авиалиний находится тоже в Вене, у меня не было другого выбора, как обращаться в суд в Вене.
В итоге, я подала исковое заявление в Окружной суд Вены в районе Фаворитен (по немецки - Bezirksgericht Favoriten) по месту своего жительства. Я просила суд обязать Австрийские авиалинии вернуть мне деньги за билеты, возместить неустойку за задержку возврата денег за билет и оплатить все судебные расходы.
Я могла бы нанять адвоката, но у меня уже был опыт взаимодействия с австрийскими судами, поэтому я сама заполнила электронный формуляр искового заявления на немецком языке в системе австрийского министерства юстиции, и точно также, электронно, отправила исковое заявление в суд.
Примерно через месяц суд списал с моего банковского счета судебную пошлину в размере 48 евро за рассмотрение иска, тем самым, приняв мой иск к рассмотрению.
Размер судебной пошлины в Австрии рассчитывается, исходя из суммы иска. В моем случае сумма иска было 150 евро, поэтому судебная пошлина была 48 евро. Минимальная сумма судебной пошлины в Австрии - это 25 евро.
Чем закончился суд?
К сожалению (а если честно, то к счастью), в этот раз мне не удалось поучаствовать в очном судебном процессе, потому что Австрийские авиалинии сразу же признали долг и перечислили мне на счет 150 евро за билет и неустойку, и 48 евро в качестве компенсации пошлины за подачу заявления в суд.
Авиакомпания сделала это еще до того, как суд вынес решение по делу. Связано это с тем, что чем дольше идет судебный процесс, тем дороже он будет для проигравшей стороны, которая должна будет возместить все расходы выигравшей стороне. Поэтому в Австрии стороны всегда стремятся прийти к мирному соглашению и как можно скорее завершить судебный процесс.
Вот таким быстрым и коротким вышел мой судебный процесс против Austrian Airlines в Австрии :).
Также хочу добавить, что несмотря на высокое качество обслуживания на борту самолетов Австрийских авиалиний, в офисе авиакомпании, похоже, царит хаос, очень напоминающий мне отечественный Аэрофлот.
Если бы служба поддержки Австрийских авиалиний работала адекватно и сразу вернула деньги за отменённый рейс, то авиакомпания сэкономила бы значительное количество денег.
И это им еще повезло, что я подавала иск сама, без адвоката. Иначе Австрийские авиалинии должны были бы заплатить не только своему адвокату, но и возместить мои расходы на юридическую помощь.
Вот такая история с судебной тяжбой против Австрийских авиалиний.
А Вам приходилось судиться с авиакомпаниями? Чем все закончилось?