«Может ли плохой человек быть талантливым?" - спрашивали у Фаины Раневской. "Да, - отвечала актриса, - талант не выбирает, он растет, как бородавка, на первом попавшемся теле".
Недавно нам по Первому каналу ТВ показали фильм о жизни Рудольфа Нуреева. Это был необыкновенный талантливый человек в танце. Говорят, что имел он какую-то особенную ступню, которая позволяла делать невероятные прыжки. Благодаря такому подарку природы, Рудольф стал знаменитым солистом. Конечно, и сил своих для этого он потратил немало.
Родился Рудольф Нуреев в татарской семье. Семья была настолько бедной, что дети часто голодали. Танцевать начал рано, с детства танцевал в местном танцевальном ансамбле. А потом его зачислили в знаменитое Вагановское училище. Это училище и сделало из него танцовщика. Кто знал его, утверждали, что был Рудольф очень трудным и наглым в общении, часто хамил. Сам Григорович, говоря о таланте Нуриева, подчёркивал и то, что человек он весьма сложный и неблагодарный. Тем не менее, им занимались, из него сотворили солиста, им занимались лучшие люди и большие мастера своего дела. И всё это за счёт государства.
А он?
А он убежал за границу. Даже не сказав спасибо, оставив позади себя Родину, родных, больную мать. Причем, в прямом смысле бежал. Перепрыгнул своим чудесным прыжком через всё и всех.
Было ему 23 года. И благодаря этим прыжкам , карьера у него сложилась блестяще.
У него не было жены, семьи, детей. Ему это было не нужно. Всех заменил друг. Это Эрик Брун, он тоже солист балета.
Умер Рудольф во Франции. Умирал долго и тяжело. В фильме не сказали от какой болезни. Стыдливо промолчали. От СПИДА он умер.
Перед смертью задали ему вопрос, где хотел бы, чтобы его похоронили. Ожидали ответ, что в России, на земле предков.
Невольно вспомнилось пушкинские строки:
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
Но Нуреев не Пушкин. Не захотел в Россию. Его похоронили на кладбище Сен-Женевьев - дё – Буа не так далеко от Парижа
Казалось бы, убежал , ну и убежал. Это его дело. Но жалко другое, его побег сегодня называют «прыжком в свободный мир». И в фильме говорят об этом и, как бы, восхищаются и любуются этим. И нас тоже этим фильмом призывают восхищаться и относиться как к чему-то само собой разумеющееся.
По мнению автора фильма, мы тоже должны восхититься этими прыжкам через границу? И прыгнуть вслед, забыв, кто мы и откуда.
Можно ли так? Он был предателем и восхищения не достоин. И без «бородавки" таланта, о которой сказала Фаина Раневская, был просто никто.