Найти тему
Журнал не о платьях

"Чтобы удер­жать Пе­ри­к­ла, она по­ста­в­ля­ла ему кур­ти­за­нок и юных де­ву­шек". Аспазия – гетера, феминистка и философ

Источник фото: sevenevildevils.livejournal.com
Источник фото: sevenevildevils.livejournal.com

20-лет­няя ми­лет­ская ге­те­ра Ас­па­зия вме­сте с не­сколь­ки­ми под­ру­га­ми-кол­ле­га­ми при­е­ха­ла в Афи­ны при­мер­но в 455 го­ду до н. э. Де­вуш­ки по­се­ли­лись вме­сте, за­ни­ма­лись фи­ло­со­фи­ей, по­ли­ти­кой и ис­кус­ст­ва­ми и охот­но до­пу­с­ка­ли всех же­ла­ю­щих на свои со­б­ра­ния.

Афи­ня­не сна­ча­ла за­гля­ды­ва­ли на ого­нек из лю­бо­пыт­ст­ва, боль­ше при­вле­чен­ные кра­со­той при­ез­жих де­ву­шек, но вско­ре глав­ной «при­ман­кой» ста­ли об­су­ж­дав­ши­е­ся на со­б­ра­ни­ях во­п­ро­сы. В са­ло­не Ас­па­зии бы­ва­ли фи­ло­со­фы Ана­к­со­гор и его уче­ник Ев­ри­пид, к сло­ву, убе­ж­ден­ный же­но­не­на­ви­ст­ник, Зе­нон и Про­та­гор, врач Гип­по­крат, скульп­тор Фи­дий. Но ча­ще дру­гих там бы­вал Со­крат, то­г­да 20-лет­ний юно­ша.

Ас­па­зия ин­те­ре­со­ва­лась но­вы­ми фи­ло­соф­ски­ми уче­ни­я­ми и так ис­поль­зо­ва­ла свои мно­го­чи­с­лен­ные по­з­на­ния в бе­се­де, что все не­воль­но от­ме­ча­ли жи­вость и ори­ги­наль­ность ее ума. Со­крат влю­бил­ся в кра­са­ви­цу и ум­ни­цу, не от­хо­дил от нее ни на шаг и поз­же, став уже из­ве­ст­ным фи­ло­со­фом, го­во­рил, что обя­зан этим Ас­па­зии.

Да­же же­ны-за­твор­ни­цы про­слы­ша­ли об Ас­па­зии. Афи­нян­ки раз­де­ли­лись на два вра­ж­деб­ных ла­ге­ря -- ее про­тив­ниц и по­клон­ниц. Бо­лее ре­ши­тель­ные по­клон­ни­цы са­ми ста­ли по­се­щать со­б­ра­ния Ас­па­зии. Глав­ной те­мой жен­ских раз­го­во­ров был, ра­зу­ме­ет­ся, брак. Ас­па­зия счи­та­ла его ус­ло­вия воз­му­ти­тель­ны­ми и уни­зи­тель­ны­ми для жен­щин.

«Ка­ж­дая жен­щи­на дол­ж­на быть сво­бод­ной в вы­бо­ре му­жа, а не вы­хо­дить за на­зна­чен­но­го ей ро­ди­те­ля­ми или опе­ку­на­ми. Муж обя­зан вос­пи­тать свою же­ну и раз­ре­шать ей вы­ска­зы­вать свои мы­с­ли. Же­на -- под­ру­га му­жа, а не сам­ка, ро­жа­ю­щая де­тей. При су­ще­ст­ву­ю­щем от­но­ше­нии к бра­ку на ка­ких прин­ци­пах воз­мо­ж­но вос­пи­та­ние по­том­ст­ва?» -- го­во­ри­ла Ас­па­зия.

Ко­не­ч­но, муж­чи­ны ее взгля­дов не раз­де­ля­ли, а вот афи­нян­ки вни­ма­ли ге­те­ре как ора­ку­лу и по­всю­ду рас­ска­зы­ва­ли, что она со­еди­ня­ет в се­бе вы­с­шие до­с­то­ин­ст­ва жен­щи­ны и луч­шие ка­че­ст­ва муж­чи­ны. К сло­ву, пе­ру, вер­нее, сти­ло­су Ас­па­зии при­на­д­ле­жат мно­гие тра­к­та­ты о при­ме­не­нии ко­с­ме­ти­че­с­ких средств.

Как-то раз Со­крат пред­ло­жил по­се­тить са­лон ге­те­ры Пе­ри­к­лу -- зна­ме­ни­то­му во­е­на­чаль­ни­ку и пра­ви­те­лю. Так Аспазия и Перикл на­шли друг дру­га. Но 40-лет­ний Пе­рикл был к то­му вре­ме­ни дав­но же­нат, в се­мье ро­с­ли двое сы­но­вей. Судь­ба по­шла на­встре­чу всем дей­ст­ву­ю­щим ли­цам: же­на Пе­ри­к­ла по­лю­би­ла дру­го­го муж­чи­ну, су­п­ру­ги мир­но ра­зо­шлись. Впро­чем, не­ко­то­рые ис­то­ч­ни­ки ут­вер­жда­ют, что Пе­рикл сам на­шел для сво­ей су­п­ру­ги дру­го­го му­жа. Но это не ва­ж­но. Пе­рикл по­се­лил Ас­па­зию у се­бя, но же­нить­ся на ней по то­г­даш­ним за­ко­нам не мог. Однако сын, ро­ж­ден­ный Ас­па­зи­ей от Пе­ри­к­ла, стал его за­кон­ным на­след­ни­ком.

Ас­па­зия ста­ла не­ко­ро­но­ван­ной ца­ри­цей Афин, по­да­вая го­ро­жан­кам при­мер сво­бо­ды и свет­ской об­хо­ди­тель­но­сти. Дом му­жа она пре­вра­ти­ла в по­ли­ти­че­с­кий са­лон, при­чем вход на свя­щен­ную жен­скую по­ло­ви­ну был от­крыт всем его гос­тям. Ас­па­зия бы­ла для Пе­ри­к­ла же­ной и лю­бов­ни­цей, ум­ной и пре­дан­ной по­ве­рен­ной во всех его де­лах.

Но у Ас­па­зии бы­ли и мо­гу­ще­ст­венн­ные вра­ги. В 440 го­ду до н. э. Ми­лет и Са­мос не по­де­ли­ли ме­ж­ду со­бой го­род При­ен. Пе­рикл пред­ло­жил вра­ж­ду­ю­щим сто­ро­нам при­слать в Афи­ны сво­их де­ле­га­тов, Са­мос от­ве­тил от­ка­зом, и то­г­да Афи­ны на­ча­ли во­ен­ные дей­ст­вия, а че­рез 9 ме­ся­цев Са­мос сдал­ся.

По­шли слу­хи, что вся ис­то­рия сра­зу за­кон­чи­лась бы ми­ром, ес­ли б не «ми­лет­ская хищ­ни­ца с со­бачь­и­ми гла­за­ми». Ас­па­зию об­ви­ни­ли в свод­ни­че­ст­ве, раз­вра­ще­нии мо­ло­дых де­ву­шек, в том, что она по­те­ря­ла кра­со­ту и, чтоб удер­жать Пе­ри­к­ла, по­ста­в­ля­ла ему кур­ти­за­нок, за­му­ж­них афи­ня­нок и юных де­ву­шек. Для по­л­но­го ком­п­ле­к­та ее об­ви­ни­ли еще и в «не­ува­же­нии к бо­гам», что гро­зи­ло смерт­ным при­го­во­ром.

Ас­па­зия пред­ста­ла пе­ред на­род­ным со­б­ра­ни­ем, сам Пе­рикл вы­сту­пил за­щит­ни­ком. Он при­ме­нил все свое кра­с­но­ре­чие, умо­ляя оп­рав­дать же­ну, и не скры­вал слез… Ас­па­зию оп­рав­да­ли.

По­том раз­го­ре­лась Пе­ло­по­нес­ская вой­на ме­ж­ду Афи­на­ми и Спар­той. И сно­ва не­до­воль­ные об­ру­ши­лись на Пе­ри­к­ла. Да­же Ари­сто­фан, ко­то­рый тер­петь не мог ни его, ни его же­ну, сплет­ни­чал, что вой­на бы­ла за­те­я­на в уго­ду Ас­па­зии...

Вой­на еще не за­кон­чи­лась, как в Афи­ны при­шла чу­ма. Она уне­с­ла в мо­ги­лу се­ст­ру Пе­ри­к­ла и двух его сы­но­вей от пер­во­го бра­ка. Все эти со­бы­тия рас­ша­та­ли здо­ро­вье Пе­ри­к­ла, и в 426 го­ду до н. э. он умер. Ас­па­зия ос­та­лась од­на и, чтоб не ос­тать­ся без за­щит­ни­ка, вы­шла за­муж за Ли­зи­к­ла, быв­ше­го ко­г­да-то ее уче­ни­ком, а по­том став­ше­го пол­ко­вод­цем.

Че­рез пол­то­ра го­да Ли­зикл по­гиб, и Ас­па­зия, у ко­то­рой к то­му вре­ме­ни был от не­го сын, вме­сте с ма­лы­шом по­ки­ну­ла Афи­ны и сле­ды ее за­те­ря­лись.

Понравилось? Подпишись на наш канал и читай:

Лихие 90-е Дмитрия Нагиева: романы с первыми красавицами и "рот на замок". Но жена Алиса разоблачила
Журнал не о платьях25 мая 2021

Люба Меллер (с) "Лилит"