Многочасовая прогулка по Этнографическому музею народов Забайкалья подходит к концу. Какие же еще интересные экспонаты мы не показали?
Вот, например, буддистский храм-дуган. Он поскромнее своих собратьев из иволгинского дацана, но также имеет все необходимые атрибуты: яркие цвета в оформлении, снежных львов для охраны и крышу в форме панциря черепахи, лежащей на спине.
А вот русская старообрядческая церковь. В XVIII веке их переселили в Забайкалье большими семьями с имуществом с целью защиты восточных границ России. В музее вам расскажут, что семьи старообрядцев были многопоколенные, численность достигала 30-50 чел. До 43% семей имели душ мужского пола от 6 до 30 чел. Это же целый колхоз!
А вот сторожевые столбы с петроглифами из археологического раздела. Не одна русская сказка оживает в бурятских степях!
Я уже упоминала царевну-лебедь (Хун-шуубун), а теперь так и вижу былинных богатырей, читающих: «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному. Направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти».
«И снова узкие дороги скрещены, -
О, эти русские
Распутья вещие!
Взгляну на ворона-
И в тот же миг
Пойду не в сторону, а напрямик» (Н. Рубцов).
Не забыли посетить и эвенкийский комплекс. Вот, например, зимний чум, покрытый оленьими шкурами. Нижний диаметр составляет от 3 до 8 м. Расскажите этим людям, какая у вас маленькая квартира.
А вот прообраз избушки на курьих ножках – эвенкийский лабаз (хозяйственная постройка в стойбище).
И легкая берестяная лодка- прообраз такси (на ней только перемещались, она не несла груза). А вы бы рискнули покататься в такой лодке?