Автор статьи: Новичихин Владислав
Часть 1
Архетипы — врожденные стереотипы человеческих чувств и инстинктов, первичные мифы, «эмоционально окрашенные комплексы», основанные на истории человечества, которые существуют внутри коллективного бессознательного. По крайней мере, так их рассматривал швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. Он же выделил такие архетипы, как Анима и Анимус, Тень, Мать, Дитя, Мудрец и Трикстер и другие.
В этой статье мы разберем архетипы известных персонажей Вселенной DC, где покажем, как эти архетипы преследуют нас не только в комиксах, но и в реальной жизни.
1. «Не тот, кем кажется»
Брюс Уэйн — Бэтмен.
Брюс Уейн рос вполне обычным ребёнком, до определённого момента. 26 июня 1981 года после просмотра фильма «Метка Зорро» в кинотеатре «Арагон» семья Уейнов пошла по темным улицам района парк-Роу, который позже будет назван переулком преступлений. Из темноты показался шестизарядный револьвер. На глазах девятилетнего мальчика погибли мать и отец. Так, он остался один.
У Брюса Уэйна можно заметить сразу несколько архетипов. Начнем с архетипа «Маски».
Ни для кого не секрет, что утром Брюс руководит компанией, принимает гостей, занимается благотворительностью, но делает это он не от своего лица, а от маски эгоцентричного, безответственного плейбоя и филантропа. Этот обман нацелен на то, чтобы никто и никогда не увидел в нем Бэтмена.
«Вы носите маску. И умеете прыгать по крышам. Нужна ваша помощь. Двойное убийство, вооруженный грабеж — и, кстати, у него склонность к трюкам, как у вас. Оставляет визитки».
«Бэтмен. Начало» 2005 год
Поистине искренним он может быть только с десятком людей. Несложно догадаться, что последний из семейства Уейнов крайне одинокий человек и только Альфред напоминает ему о том, что он не один в этой огромной пещере, которую Брюс обустроил под свое рабочее место, когда он находиться на своём ночном рабочем месте. Архетип «Тени» так же присутствует у главы Уэйн Интерпрайзерс (вымышленная компания во вселенной DC). Давайте признаем, что Бэтмен довольно жестокий герой и единственное, что отделяет его от злодея — это высокие моральные ценности, табу на убийство и помощь полиции Готэма. Но не стоит забывать, что у Бэтмена крайне безжалостные противники. Никто не знает, как обернулась бы судьба Готэма, если бы этот персонаж был хоть немного мягче.
Например, в альтернативной вселенной, в ту роковую ночь убийства семьи Уэйнов Джо Чиллу не повезло споткнуться и выронить пистолет. В тот самый момент плачущий мальчик взял, выпавший из рук убийцы, пистолет и направил его на Джо. Преступник не знал какого монстра он породил, но впрочем и не узнает… Три выстрела из пистолета погрузили Джо в вечный сон, а Готэм в террор. Врагов у мрачного рыцаря не осталось — все они были убиты, а граждане были под постоянным наблюдением продукции Уэйн Интерпрайзерс.
Этот пример показывает нам на то, как ужасно всё было бы, если бы Бэтмен уподобился убийце.
2. «Судьба хуже смерти» или «Теплое сердце в ледяном теле»
Виктор Фриз — Ми́стер Фриз. (Fries, да всё верно, как картошка фри)
Рос любознательным мальчиком, но что-то в нём всё же было не так. Маленький Виктор замораживал животных. Вы, наверное, подумаете, что это ужасно, но есть одно но. Он замораживал животных не в целях садизма, а в целях продления жизни своим маленьким друзьям. Родители, не оценив такой холодной заботы о животных, отправили его в интернат. Когда Виктор вырос, он поступил в колледж и с жадностью поглощал знания. Ну а что ещё остаётся «ботаникам»?
Также Виктор имел сильный интерес не только к знаниям, но и к прекрасной девушке по имени Нора. Сказать, что Виктор её любил — ничего не сказать. Немудрено, что они поженились, но в семействе Фризов произошло страшное: Нора заболела и, к сожалению, это была не простуда. Её поглатила смертельная болезнь. Кроме того, не было лекарства, которое способно было излечить её. У Виктора был лишь один выход — он нанялся работать в компанию Ферриса Бойла на должность криобиолога (специалист, изучающий влияние низких температур на живые существа в криосфере Земли или в науке).
Фриз, как никто другой разбирался в этом вопросе. Вскоре он добился успехов в глубокой заморозке живых организмов, но Норе становилось всё хуже и хуже. Виктор идёт на отчаянный шаг и помещает девушку в криокамеру до момента создания лекарства, которое смогло бы излечить её. Компания Ферриса Бойла хоть и была успешной, но оплачивать содержание жены сотрудника не могла. Тогда начальник компании решил посадить Фриза в тюрьму за растрату средств на разработку, а его исследования оставить себе.
При попытке задержания Виктор оказал сопротивление охране, но неудачно. Виктор упал на стол с реагентами и как оказалось, после этого он уже не будет прежним. Его тело больше не могло существовать при температурах выше нуля. Виктор был гением и сконструировал себе костюм для поддержания своего тела в состоянии сливочного мороженного (ниже нуля), но для работы костюма нужны бриллианты (лучшие друзья девушек и ученых, которые носят высокотехнологичные костюмы).
Не стоит забывать о том, что Нора всё ещё больна и на разработку лекарства нужны средства. Как думаете кто-то бы стал помогать Виктору? В любом случае Виктор не рассчитывал на волю случая и взял всё в свои холодные как шербет руки. Стоит отметить, что Мистер Фриз никогда не был злодеем. В привычном понимании он был человеком, у которого сложились крайне сложные жизненные обстоятельства. Он не убивал людей, он грабил банки. Но делал это в большинстве случаев по разумным причинам, по крайней мере в голове Виктора это было разумно.
Так же стоит отметить, что из-за изменения в своей физиологии Виктор не может плакать, не может чувствовать теплоту лучей солнца. Изменилось его мышление — он стал холодный, как лёд. Единственное, что ещё согревает его холодное сердце — это Нора. Ведь только с ней он может быть хоть чуть-чуть теплее, чем эскимо. Если вы уже прониклись теплом к этому холодному парню, то подумайте дважды… Он одержим Норой. С любым другим человеком Мистер фриз расчётлив, прагматичен, безэмоционален.
Я бы сравнил его с мифологической фигурой Трикстера. Никогда не знаешь, что он вытворит на этот раз. Вместо того чтобы убить, он может вручить вам мороженое или изменить свое решение и все-таки убить вас!
Писатель и редактор комиксов Деннис О’Нил.
Его архетип — это «Тень». Он не маскируется ради социума как архетип «Маски». Виктор ведёт себя доброжелательно только с Норой, такой же холодной, как и он. Так же в нем присутствует архетип «Мыслитель», ведь поиск знаний для него жизненно необходим.
3. «Жил на свете человек, скрюченные ножки» или «Страшно высокий»
Джонатан Крейн - Пугало.
У Джонатана Крейна всё не ладилось с самого рождения. Он был внебрачным ребенком и из-за этого отец отказался от него сразу. Мать, в свою очередь, оставила воспитание юного Джонатана на бабушку, которая была до жути религиозной. У бабушки были свои особенные способы воспитания, она часто запирала мальчика в старом амбаре, предварительно смазав его одежду жидкостью, которая привлекала голодных ворон. Маленький Крейн проживал этот кошмар раз за разом, пока всё же не догадался, что это были ужасные проделки его бабушки. Были ли у Джонатана хорошие друзья, которые поддерживали его в самые тяжелые моменты жизни? Нет, не было. Из за того, что он был очень высоким и худощавым, его называли «Пугалом» или Икабодом Крейном, как главного героя рассказа «Легенда о сонной лощине». Так наш Икабод не видел ничего лучше, чем заняться чтением обширной библиотеки своей бабушки, но она запрещала ему прикасаться к книгам поэтому изучал он их в тайне от неё. Увлечение книгами, замкнутость, насмешки и мучения дали свои плоды. Крейн модифицировал жидкость, которая привлекала голодных ворон. Джонатан испробовал её на одном мальчике и результат был страшно хорош: подопытный мальчик чуть не остался слепым, конечно после этого наш долговязый друг получил от этого мальчика несколько тумаков, но это того стоило. До выхода своей бабушки из дома, Крейн облил её одежду тем самым раствором. Не пройдя и пятнадцати метров от дома, на старушку налетела стая голодных ворон, но она осталась жива.
Когда Крейну было семнадцать, он влюбился в свою одноклассницу Шерри Сквайрс . К несчастью для него, Сквайрс встречалась с другим парнем по имени Бо Григгс . Молодой человек совмещал в себе многие черты тех ребят, которые мучили маленького Джонатана. В октябре того же года, Крейн набрался храбрости пригласить Шерри на костюмированную вечеринку. Та согласилась, но, на самом деле, она сговорилась с Бо Григгсом, чтобы жестоко пошутить над Джонатаном. Шерри завела Джонатана в темную комнату, где на него внезапно напал Григгс, одетый в костюм Джека Фонаря. Подобно антагонисту Брому Бонзу из «Легенда о Сонной Лощине», Григгс напугал Крейна и бросил тыкву ему в голову. Джонатан поклялся отомстить обидчикам, взяв одежду с пугала которое стояло в поле у дома бабушки и раздобыв пистолет, Пугало пошёл вершить свою вендетту. Напугав Григгса, когда он был за рулём, Джонатан подстроил аварию, в которой Григгса парализовало, а Шерри умерла. На момент первого убийства Крейну было восемнадцать лет.
В университете он стал самым талантливым студентом профессора психологии Аврама Брамовица, но у них были разногласия на почве того, что Авраам не считал психологию страха такой уж важной, как считал её Джонатан. Крейн хотел стать коллегой Брамовица, но вакансий не было, чтобы доказать свою правоту в споре, Пугало синтезировал галлюциногенный газ, который вызывал галлюцинации самого большого страха человека. Первым подопытным стал Авраам, под действием газа он скончался от сердечного приступа. Когда на пути у Крейна уже никто не стоял он стал на место покойного наставника и углубился в изучение психологии страха. Долго преподавать он не смог так как после демонстрации важности страха для своих студентов, а именно выстрела из пистолета в вазу с цветами, при котором осколки чуть не оставили одного из студентов слепым, его отстранили от преподавания. Это была огромная ошибка, так как теперь ничто не мешало Пугалу делать то, что ему действительно приносило удовольствие — пугать людей. Ну а если удавалось напугать человека до смерти, то это было вдвойне приятнее для Крейна.
Один из архетипов Пугала это «Мыслитель». Большую часть жизни Крейн изучал психологию, модифицировал галлюциногенный газ, оттачивал своё мастерство на людях и всё для того, чтобы доводить людей до ужаса наилучшим способом.
Второй же архетип — «Тень». Но, если обычно «Тень» проявляется время от времени под действием определённых обстоятельств, то в случае Пугала он находиться в своей тёмной фазе. Предположительно, это связано с детством Крейна и тем, что Пугало неоднократно подвергался отравлением своим же газом и полностью перестал чувствовать страх (кроме страха к Бэтмену). Пугало — садист и маньяк. Его действия направлены на получение удовольствия и мести всему человечеству за унижение и непонимание, которые он испытал в молодые годы. Можно сказать, что Пугало в какой-то степени сошёл с ума и стал неким безумным ученым, а весь мир стал его подопытными крысами.
Жизнь требует, чтобы обе стороны «Тени» находились в равновесии. Как говорил Юнг:
«Жизнь одновременно и глупа, и полна смысла, и если не смеяться над первым и не задумываться над вторым, она становится уж совершенно никчемной»