Найти в Дзене
Around Art

Юлия Картошкина: в мир искусства – с пылу, с жару или История успеха

Текст: Галина Мумрикова

Насчет биографии. Так вот: я не лезла в душу к Юлии и знаю только то, что знают все, кто интересовался ее работами: москвичка, окончила курсы в Строгановке,

Российскую Государственную Специализированную Академию Искусств (мастерская О.Н.Лошакова). Член МХФ и Московского Союза Художников. В 2009-м впервые участвовала в молодежной выставке МОСХа, так что ее выставочному опыту уже 14 лет. На ее счету почти семьдесять выставок и аукционов.

Мы познакомились с ней не так давно в одной из московских галерей на чужой выставке, и она так живо все воспринимала, что там говорили умные люди, была очень искренней, что сейчас, согласитесь, редкость. Я ее совсем не знала, но запомнила.

И вот на Art Moscow мы снова встретились почти на ходу, бегом, и я решилась. Не попав в начале года на выставку Юлии « С пылу, с жару», пересмотрела тот самый открытый доступ, многому удивилась и решилась: напишу.

Насчет с пылу, с жару. Да, это всего лишь название персональной выставки художницы Юлии Картошкиной, которая проходила в начале года в музее лубка и наивного искусства. А вообще-то русский пыл-жар в смысле торопливости Юлии, как художнику, никак не подходит, потому что она живописец, на мой взгляд, обстоятельный.

Насчет искренности. Когда профи писали о выставке Юлии в музее лубка, то назвали ее стиль «новая искренность». Не совсем понимаю, почему же искренность – новая. А что, бывает старая? И снова всплыл термин «эстетический код», от которого уже начинаешь беситься. Впрочем, искусствоведам виднее, по какому коду живет художник и какую искренность он проповедует в своем творчестве.

Саввино-Сторожевский монастырь. 2023. Холст, масло
Саввино-Сторожевский монастырь. 2023. Холст, масло
Церковь. Саввино-Сторожевский монастырь. Холст, масло
Церковь. Саввино-Сторожевский монастырь. Холст, масло
Трапеза. Альбом "Саввино-Сторожевский монастырь". 2023 Холст, масло
Трапеза. Альбом "Саввино-Сторожевский монастырь". 2023 Холст, масло
Монастырская лавка. Альбом "Саввино-Сторожевский монастырь". Холст, масло
Монастырская лавка. Альбом "Саввино-Сторожевский монастырь". Холст, масло
Святая вода. Альбом "Саввино-Сторожевский монастырь". 2023. Холст, масло
Святая вода. Альбом "Саввино-Сторожевский монастырь". 2023. Холст, масло
Храм апостола Иоанна Богослова под Вязьмой. Холст, масло
Храм апостола Иоанна Богослова под Вязьмой. Холст, масло
Матрона Московская. Покровский монастырь. 3 часть. Холст, масло
Матрона Московская. Покровский монастырь. 3 часть. Холст, масло

Конечно, после многих абсолютно никчемных, а порой просто страшных лиц и пейзажей, которыми пестреют многие выставки последних лет, Юлин наив, радостен, чист. И… профессионален. Вот пролистываешь альбом «Саввино-Сторожевский монастырь», написанный в традиционном холст/масло, и удивляешься: такие детские «нолики-крестики», прямые линии, никаких полутонов, сочные яркие краски то солнечного дня, то жгучей летней ночи, кудрявые деревца. И думаешь: да все это ты можешь нарисовать сам, в несколько приемов. Но это будет ваш мир. У Юли – свой, в который она шла своим путем. От обратного. От классики. Пабло Пикассо как-то сказал: «Мне понадобилось четыре года, чтобы научиться писать как Рафаэль, и вся жизнь, чтобы научиться писать, как ребёнок». Как ребенок – но не «под ребенка». Под ребенка в зрелые годы уже не получится. А как ребенок – до этого реально надо дойти.

Борис Файзуллин. Альбом разных писателей и художников, коллекционеров 2022-2023 гг. Холст, масло
Борис Файзуллин. Альбом разных писателей и художников, коллекционеров 2022-2023 гг. Холст, масло
Портрет Николая Кононихина. 2021. Бумага, гуашь
Портрет Николая Кононихина. 2021. Бумага, гуашь
Александр Флоренский. Холст, масло.
Александр Флоренский. Холст, масло.

В 2016-м Юля познакомилась с одним из основателей знаменитых «Митьков» и иллюстраторов Сергея Довлатова Александром Флоренским. По этому поводу Юля писала: «…Он нашел меня в Интернете, очень заинтересовался мной и моими работами… Он стал моим первым покупателем. В галерее Тотибадзе (Винзавод) в это время была выставка А.Флоренского, на которой я узнала много интересных людей… По совету Флоренского я попробовала сделать оммажи, мне очень понравилось…»

Оммаж – штука серьезная, не каждый на нее решится. Подражание, дань уважения? Намёк? В средние века сие было клятвой верности. Но ведь может и не получиться.

Оммаж Шардену. 2022. Холст на картоне, масло.
Оммаж Шардену. 2022. Холст на картоне, масло.
Оммаж Делакруа; 2022. Холст на картоне, масло
Оммаж Делакруа; 2022. Холст на картоне, масло
Оммаж Матиссу. Холст на картоне. Акрил. 2021
Оммаж Матиссу. Холст на картоне. Акрил. 2021
Оммаж Петрову-Водкину. 2021. Крафт-бумага, гуашь.
Оммаж Петрову-Водкину. 2021. Крафт-бумага, гуашь.

Так, превосходный рисовальщик и колорист первой половины XVIII века, Жан Батист Шарден вызывал восхищение у современников умением проникать как бы в глубь предмета, в его структуру. Еще один француз – Эжен Делакруа, которого мы больше ассоциируем отнюдь не с натюрмортом, а с его полотном «Свобода, ведущая народ – это первая половина XIX века». А на Юлиных оммажах-посвящениях Шардену и Делакруа главная «фигура» – виноград. И в этом что-то есть. Совсем другие оммажи – Матиссу и Петрову-Водкину. Сюжет и узнаваемая цветовая гамма Матисса и не менее узнаваемый красный конь Петрова-Водкина у Юлии не выглядят безусловными символами этих художников, здесь, скорее, мне видится отсылка к прошлому, которое уже стало незыблемой классикой и которую, наверное, не стоит канонизировать, но перед которой мы и впредь невольно будем преклоняться.

Любопытен целый альбом портретов разных писателей, художников, коллекционеров, в которых в нескольких штрихах схвачен характер каждого персонажа.

Корова. Крафт, акрил, сухая пастель, 2014
Корова. Крафт, акрил, сухая пастель, 2014
Притча. крафт, сухая пастель, акрил, 2014
Притча. крафт, сухая пастель, акрил, 2014
Колодец, крафт, сухая пастель, акрил, лак, 2014
Колодец, крафт, сухая пастель, акрил, лак, 2014
Одиночество, крафт, сухая пастель, лак, 2012
Одиночество, крафт, сухая пастель, лак, 2012
Клетка, крафт, сухая пастель, лак, 2014
Клетка, крафт, сухая пастель, лак, 2014
Душа, крафт, сухая пастель, лак, 2012
Душа, крафт, сухая пастель, лак, 2012
Путь, крафт, сухая пастель, лак, 2014
Путь, крафт, сухая пастель, лак, 2014
Голубь, крафт, сухая пастель, лак, 2014
Голубь, крафт, сухая пастель, лак, 2014

И несколько стороной стоит своеобразный «крафтовый цикл», написанный сухой пастелью или акрилом. В нем и вправду есть что-то очень-очень одинокое, страдальческое. Это работы почти десятилетней давности, но как говорится, без срока давности. Поэт-модернист Рильке в 1902 году написал свое «Одиночество», в котором есть такие строки:

Нет одиночеству предела…

Оно как дождь: на небе нет пробела,

В нем даль морей вечерних онемела,

Безбрежно обступая города, -

И хлынет вниз усталая вода.

Эта серия ранних работ Юлии отнюдь не крестьянская, как ее окрестили. Скорее, цикл-притча, в котором есть свой бездонный колодец страдания. Есть в нем старушки или старики на одно лицо, как ангелы-херувимы, как невидимые небесные создания, чудом попавшие на землю. И птицы – большие, белые. Вроде как голуби. Они на свободе, но рядом то со старушкой, то с молодой женщиной. И создается впечатление, что они не улетят, пока герои полотен застыли в одиночестве, пока их души здесь, с нами, на земле. Реально суровая драматургия тем не менее не вызывает пессимистического настроения (как ни странно), а, напротив, появляется надежда, что это все временно, потому что «усталая вода» все равно утечет куда-то, а после дождя непременно появляется солнце.

Камышинский пленэр, 2017
Камышинский пленэр, 2017

Да Юля сама как солнце. Так и хочется посадить ее на кораблик и отправить в плавание по речке. Куда-нибудь, на очередной пленэр. Чтобы появилась новая собачка на берегу. Чтобы что-то появилось и появлялось всегда.

#искусство#изобразительное искусство#наивное искусство# живопись#Юлия Картошкина# выставки# C пылу, с жару# музей лубка и наивного искусство