Нед Медвежья Шкура происходил из маленького сиуязычного племени сапони, которое проживало на территории современной Вирджинии. Сапони не устраивали восстаний против англичан, и в основном вели обычную жизнь индейцев Вудленда, т.е. охотились, выращивали кукурузу, обменивали меха, периодически переносили эпидемию одной из европейских болезней, отражали набеги северных индейцев, главным образом, ирокезов, и сами ходили мелкими группами против своих врагов, чтобы отомстить за погибших.
С 1677 года сопони, в числе прочих племен Вирджинии, стали "данниками" английского короля в лице колониальной администрации провинции. В замен своей лояльности к англичанам и небольшого ежегодного подношения губернатору, индейцы получили доступ к гражданским судам колонии, право на постоянное владение землей в радиусе трех миль от своих городов и право охотиться и ловить рыбу на собственной земле или на чужой с разрешения властей соответствующей административной единицы. Как известно, договоры с индейцами нарушались часто, и сапони были вынуждены "подвинуться".
На некоторое время они обосновались в резервации возле Форт Кристина на реке Мехеррин, где недолго (1714-1718) функционировал форт для защиты сапони от ирокезов и христианская миссия для обучения индейских детей основам религии белого человека и грамоте. Здесь мы находим нашего героя в 1728 году, когда он нанялся охотником в геодезическую партию, которая занималась разметкой границы между Вирджинией и Северной Каролиной. Уильям Берд, один из ее участников вел дневник, в котором он несколько абзацев посвятил Неду (Эдварду) Медвежьей Шкуре, его характеру и мировоззрению, а также перечислению сколько и чего каждый день добывал индеец.
Нед был умелым и удачливым охотником, благодаря его усилиям, геодезисты могли не охотиться, кроме как для развлечения, беречь драгоценную муку и без проволочек заниматься прокладкой границы. Уважение, которое приобрел Медвежья Шкура у участников экспедиции, прослеживается по тому, как его называл Берд в своем дневнике, сначала это был попросту "наш индеец", потом "наш друг Медвежья Шкура" и под конец "мистер Медвежья Шкура".
Неда во всем устраивали его работодатели, кроме одного обстоятельства...
7 октября...Наши люди убили очень жирного оленя и несколько индеек. Из этих двух видов мяса с добавлением пары горстей риса или французского ячменя получился отличный суп, и, что редко случается с другими хорошими вещами, он надоедал не больше, если бы это было дежурное блюдо любящей жены. Наш индеец был очень суеверен в этом вопросе и сказал нам с озабоченным видом, что если мы продолжим варить вместе оленину и индейку, то в будущем нам не придется никого убивать, потому что Дух Леса прогонит с глаз долой всю дичь. Но мы имели счастье убедиться, что это лишь пустое суеверие, и хотя наши доводы были для индейца пустым звуком, лишь неоднократные опыты с олениной и индюшатиной, наконец, с большим трудом примирили его с творившимся непотребством.
11 октября.. Наш индеец также подстрелил дикую индейку, но признался, что не стал приносить ее в лагерь, чтобы мы не дразнили Стража Леса, готовя в одном сосуде полевых зверей и небесных птиц. Этот случай индейского суеверия, признаюсь, в какой-то мере соответствует одному из Левитских законов, запрещавших смешивать вещи разной природы на одном поле или в одной одежде, а почему бы тогда и не в одном котелке? Однако, в конце концов, если смешение вместе двух видов мяса является грехом, то каким же невыносимым преступлением должно быть приготовление испанской оллы, то есть смеси всех видов съедобного? И добрым людям Англии пришлось бы за многое ответить, если бы они вздумали взбить в пудинге столько разных ингредиентов.
Но самым интересным были не суеверия Неда, а то как сапони представляли себе загробный мир.
Индейский Ад и индейский Рай
Вечером мы расспросили нашего друга Медвежью Шкуру о его родной религии, и он рассказал нам о ней без той холодной сдержанности, которой подвержены красные люди при беседах. Он сказал нам, что верит в существование одного верховного Бога, у которого есть несколько подчиненных ему божеств. И что этот главный Бог давным-давно создал этот мир. Бог сказал солнцу, луне и звездам, которые вначале занимались своими делами, что надо делать и как надо двигаться, и с тех пор они под хорошим присмотром выполняют все, что им приказали.
Что та же сила, которая сначала создала все вещи, с тех пор заботится о том, чтобы поддерживать их в том же порядке и движении. Он верил, что Бог создал множество миров до того, как создал этот, но те миры либо состарились и разрушились, либо были уничтожены из-за лживости их обитателей. Что Бог очень справедлив и очень добр - и всегда доволен теми людьми, которые обладают этими богоподобными качествами. Он берет хороших людей под свою надежную защиту, делает их очень богатыми, щедро набивает их животы, оберегает от болезней, а также от внезапного нападения и уничтожения от рук врагов.
Но всех тех, кто лжет и обманывает окружающих, он не перестает наказывать болезнями, нищетой и голодом, а после всего этого закрывает глаза на то, как враги бьют их по голове и снимают с них скальпы. Он верил, что после смерти и хороших, и плохих людей могучий страж выводит на большую дорогу, по которой души умерших некоторое время идут вместе, пока на определенном расстоянии эта дорога не разделится на два пути, один из которых чрезвычайно ровный, а другой каменистый и гористый. Здесь добрых от злых отделяет вспышка молнии: первые спешат уйти направо, другие - налево.
Правая дорога ведет в чудесную теплую страну, где вечно царит весна, и каждый новый месяц - май, и как год никогда не старится и вечно юн, так и люди, и особенно женщины, яркие, как звезды, и никогда не бранятся. В этом благодатном климате водится бесчисленное множество оленей, индеек, лосей и буйволов, вечно жирных и ручных, а деревья полны вкусных плодов в течение всех четырех сезонов. Что земля родит кукурузу сама собой, без проклятия труда, и настолько полезную, что никто из тех, кто имеет счастье ее есть, никогда не болеет, не стареет и не умирает. Возле входа в эту благословенную землю сидит почтенный старец на богато украшенной циновке, который строго осматривает всех, кого к нему приводят, и если они вели себя хорошо, стражникам приказывают открыть хрустальные ворота и впустить их в страну наслаждений.
Левый путь очень извилист и неровен, он ведет в темную и бесплодную страну, где всегда зима. Земля здесь круглый год покрыта снегом и на деревьях не растет ничего, кроме сосулек. Люди постоянно голодны, но у них нет ни кусочка съестного, кроме горькой картошки, от которой они мучаются животами и покрываются омерзительными и очень болезненными язвами. Все женщины здесь старые и уродливые, с когтями, как у пантеры, с которыми они набрасываются на мужчин, побрезговавших их страстью. Ибо эти сморщенные фурии нестерпимо любвеобильны, и им кажется, что их все хотят. Они много и пронзительно говорят, причиняя изуверскую пытку барабанным перепонкам, которые в этой загробной пыточной настолько чувствительны, что каждая резкая нота вызывает боль.
В конце этого пути на чудовищной поганке сидит страшная старуха, чья голова вместо волос покрыта гремучими змеями, а глаза ее сверкают чудовищными белыми глазными яблоками, которые внушают невыразимый ужас всем, кто в них посмотрит. Эта карга выносит тяжкий приговор горе всем несчастным, кто преклоняет колени перед ее трибуналом. После этого их отдают на растерзание огромным стервятникам, похожим на гарпий, которые улетают с ними в вышеупомянутое место. Здесь, после того как они промучаются свой срок, назначенный в соответствии с тяжестью их провинности, их изгоняют обратно в мир живых, чтобы посмотреть как они себя будут вести и заслужили ли они, когда снова, умрут место в счастливом загробном мире.
Такова была суть религии Медвежьей Шкуры, и она настолько соответствовала цели, насколько можно было ожидать от естественного состояния природы, без единого проблеска откровения или философии. Однако она содержала три великих пункта изначальной религии: веру в Бога, моральное различие между добром и злом и ожидание наград и наказаний в другом мире. Конец отрывка.
Полагаю, что Нед заслужил свое место в индейском раю, т.к. выполнял все взятые на себя обязательства, и никогда не возвращался в лагерь без добычи. В один из дней он очень долго отсутствовал, но все же вернулся с маленькой куропаткой размером не больше навозной курицы. Услугами Медвежьей Шкуры остались довольны, и в соответствии с договором с ему отдали все оленьи шкуры, добытые им во время экспедиции. Когда Берд видел его в последний раз, Нед был при полном параде в числе вождей сопони своей родной деревни и его сопровождали...
четыре молодые дамы первого сорта, в которых было больше чистоты, чем во всех медноцлицых красавицах, которых я когда-либо видел.
В следующем, 1729 году, большинство сапони покинули форт Кристина и перебрались к племени катоба в Северную каролину, когда одного из их вождей повесили из-за убийства английского колониста в состоянии алкогольного опьянения.
Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.