Найти тему
Вечерний Лошманов

Обновлённый Южный речной вокзал: что там есть, а чего там нет

Недавно в Москве открыли после реконструкции — а точнее, после перестройки, — Южный речной вокзал. Интересное событие, решили мы с моим сыном Ваней — и поехали посмотреть, как он выглядит и что в нём хорошего. Мы прочитали, что там открылся филиал Музея московского транспорта — тоже интересно.

Ближайшая к вокзалу станция метро — «Технопарк», но нам удобнее было через станцию МЦК «ЗИЛ», оттуда тоже недалеко.

На первый взгляд — функциональное современное здание; в модных серых тонах, по-модному минималистичное. Но сразу бросается в глаза его безликость и одноразовость, свойственная многим новейшим московским транспортным постройкам. Без архитектуры — просто техническое сооружение.

А первоначально какая-никакая, но архитектура всё-таки была. Сейчас о ней можно узнать только по сохранившимся фотографиям: поздний советский модернизм, не самый выдающийся, но всё продуманно, лаконично и соразмерно.

Построен Южный речной был в 1985 году по проекту Юрия Когана; оформлением фасадов занимались скульпторы Борис Орлов и Салават Щербаков, его ученик. (Щербаков сейчас известен как автор благолепного Владимира у Кремля и памятника Калашникову с наглаженными брюками.)

Они придумали изящный шпиль в виде кораблика с высокой мачтой, часы для башни, розу ветров с изгибами Москвы-реки для фасада, выходящего на воду, а также пять бетонных скульптур — аллегории пяти морей, к которым открывается доступ из Москвы благодаря речным системам.

С упадком пассажирского речного сообщения в 1990-х вокзал стал ненужным, превратился в рынок и обветшал. Сейчас водный транспорт возрождают, решили возродить и это здание. Но шпиль стал тупой иглой, рельефные часы заменили плоскими электронными, розу ветров сократили до минимума. Бетонные скульптуры, которые раньше выступали, как ростры, из здания на уровне кровли, сняли и заменили их стеклопластиковыми. И спустили их на полтора метра ниже — так что теперь это просто нашлёпки на стене.

Наверное, у реконструкторов были свои причины для этих изменений, но первоначальный облик здания с художественной точки зрения сильно ухудшился. (Подробнее о возмущении Орлова и Щербакова тем, во что превратился вокзал, можно прочитать здесь.)

Что ж, зайдём внутрь.

Коммуникации нарочито не спрятаны, как сейчас принято: красота функциональности. Пространства украшены зеленью, стены — росписями и панно, про которые одна мысль: ты где-то уже видел такое на новых станциях метро, но не можешь вспомнить, где именно.

Есть даже библиотека, но полки там пока пустоваты, а на журнальные столики выложены альбомы, где иллюстрированно докладывается о немалых достижениях Дептранса Москвы последних лет.

На первом этаже можно увидеть Южный речной так, как он виделся заказчикам и авторам реконструкции: под стеклом есть подробный макет с благоустройством. Можно увидеть и причал для речных трамваев на электрическом ходу, которые начнут регулярно курсировать от вокзала — по обещаниям — уже в июне.

На крыше вокзала — веранда с шезлонгами (интересно, будет ли она работать зимой). Там можно полюбоваться жилыми массивами Нагатинского Затона, Москвой-рекой — как направо, так и налево, — а также стоящими у причала судами (правда, когда мы были, корабль всего один — нижегородский круизный теплоход «Бородино»).

А если посмотреть в противоположную сторону, предстанет перед вашим взором парк развлечений «Город мечты».

Музейная композиция, посвящённая речному транспорту Москвы — в отдельном соседнем здании. Она не очень большая, но весьма информативная. Я из неё узнал многое, чего не знал прежде.

Например, что Водоотводный канал перегородили в 1830-х Бабьегородской плотиной — широкой и водопадистой, между Пречистенской набережной и Берсеневской. Что пассажирское пароходное сообщение по Москва-реке открылось в 1858-м. Что позднее, в 1870-х, плотин на ней в сторону Оки стало гораздо больше. Что речные трамваи появились в 1931-м. Не знал я и о том, что кроме Детской железной дороги было Московское детское речное пароходство, куда принимали только тех, кто умел плавать.

Среди экспонатов — модели пассажирских теплоходов («Заря» и «Восход», «Москвич» и «Озёрный москвич»), билеты на разные рейсы, флаг Московского речного пароходства, коробка папирос «Москва-Волга» и фантики одноимённых конфет.

Ещё одно развлечение — еда. Но так себе развлечение.

Во-первых, есть кафе на первом этаже. Там продают одну из самых дорогих в России сосисок в тесте: 250 рублей. И это самая обычная сосиска в полуживом слоёном тесте — но там все закуски по 250 рублей, и штрудель, и самса, и так далее. А мороженое — от 170-ти.

Во-вторых, есть ресторан с ценами, как в центре Москвы: карбонара за 670 р., том-ям за 740 р., бургер за 980 р. Можете в галерее выше посмотреть полное меню. Я такие заведения, где цены далеки от соответствия местоположению, называю «Ешьте сами».

И ещё нам повезло увидеть один из новых речных трамваев: он, видимо, совершал испытательную поездку.

Вот на нём очень хочется прокатиться. Обещают, что оплатить проезд можно будет картой «Тройка», и цена будет, как на обычном городском транспорте.

Ради этого, да ещё разве что ради музея на Южный речной вокзал и стоит приезжать, если вы живёте не рядом, далеко. Больше там делать как-то нечего.

_________________________________________

В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и путешествия. Подписывайтесь! И ещё у меня есть телеграм-канал, где больше коротких рассказов.