В настоящее время, в психологии, существует множество подходов к пониманию природы человека. Есть направления, которые исследуют человека через поведение и мышление, есть те, кто понимает его через образы и символы, другие же стараются осознать его природу через смысл самой жизни. И это далеко не все варианты.
В этой статье я сделаю небольшой обзор о том, как природу человека понимали Юнг в концепции аналитической психологии и наш отечественный ученый Рубинштейн, в рамках экзистенциального направления.
Структура личности
Юнг: Человек состоит из единства ключевых архетипов. "Персона" - посредник между «эго» и внешним миром, место пребывания индивидуальности и всех психических содержаний, которые осознаются. "Эго" – самосознание, над которым трудится человек. Имеет 4 фундаментальные психологические функции: мышление, чувства, ощущения, интуицию, а также две Эго-ориентации: интроверсию и экстраверсию. Они могут меняться в течение жизни. "Тень" — материал, подавленный сознанием — желания, воспоминания и опыты, которые не осознаются и отсекаются, как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам. "Анима/Анимус" – творческое в мужчине, рациональное в женщине. "Самость" – единство сознания бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики.
Рубинштейн: Психические свойства личности по Рубинштейну, не даны изначально, а формируются и развиваются в ходе деятельности. Поэтому важны такие категории, как: "Направленность" – желания, влечения и стремления человека; "Способности и дарования" - возможности личности; "Характер" - то, что закрепилось в качестве особенностей личности из идеалов, установок и потребностей.
Структура личности, в рамках Аналитической психологии Юнга, в отличии от воззрений философско-психологического направления Рубинштейна, предполагает изучение бессознательного. Рубинштейн этой сфере психического уделял внимание лишь косвенно.
“Возможности личности” по Рубинштейну отчасти соотносятся с архетипом “Эго” Юнга. При этом Юнг разделял сферу желаний и влечений человека на сознательную (которую осуществляет “Персона”) и бессознательную (которая происходит в “Тени”). У Рубинштейна эти тенденции объединены в емкое понятие “Направленность личности”.
То, что Рубинштейн описывал в рамках понятия “Характер” (особенности личности, состоящие из идеалов, установок и потребностей), можно отчасти соотнести с тем, что рассматривал Юнг в рамках психологических типов. При этом психические свойства личности по Рубинштейну, как и психологические функции по Юнгу могут меняться в течение жизни. Рубинштейн не рассматривал “Самость”, как отдельный элемент личности, но, также как и Юнг, отмечал важность целостности структуры личности и скрепления ее разнородных элементов.
Мотивация
Юнг: Основной механизм мотивации – это разрядка напряжения в стремлении к самореализации.
Рубинштейн: Любое внешнее воздействие влияет на индивида через внутренние условия, которые были сформированы ранее под влиянием внешних воздействий.
Ученые подходили к вопросу мотивации и побуждающих сил личности с разных точек зрения. Юнг устанавливал факт причинно-следственной связи (напряжение-разрядка), а Рубинштейн отмечал обусловленность причины и следствия (внешние факторы влияют на внутренние, сформированные внешними). При этом Юнг делал акцент на важности следствия (разрядка), а Рубинштейн - на важности причины (первичность внутреннего или внешнего).
Психическое здоровье
Юнг: Для достижения психического здоровья личности, ее разнонаправленные тенденции должны быть интегрированы в согласованное целое. Когда это происходит, человек ощущает единство, гармонию и целостность – то есть, он психически здоров.
Рубинштейн: Личность рассматривается в рамках деятельности, в которой она проявляется, формируется и претерпевает разнообразные изменения. Таким образом, у здоровой личности происходит процесс формирования ее внутренней целостности и внешней связи с миром.
Здоровая целостная личность изменяет мир, выстраивая отношения другими людьми и жизнью как таковой.
Оба автора говорили о том, что психическое здоровье личности связано с достижением целостности. Но, если Юнг описывал эндогенный процесс (соединение внутренних тенденций), то Рубинштейн говорил о экзогенном процессе в достижении внутренней гармонии, отдавая важную роль внешней деятельности и связи личности с миром.
Развитие личности
Юнг: Трансформационные процессы индивидуации, разворачиваются в направлениях, заложенных в уникальном потенциале Самости.
Рубинштейн: Жизненный путь – это история становления личности в определенном обществе, подчиненная социальным закономерностям. Однако, жизненный путь личности не столько отражает закономерности общественного образа жизни, сколько воплощает и индивидуализирует эти закономерности.
Оба автора описывали в своих теориях процесс изменения личности в ходе жизни. Юнг называл этот процесс “индивидуацией”, а Рубинштейн “жизненным путем”, в котором закономерности общественного образа жизни также индивидуализируются.
Изменение личности с помощью терапевтичес кого воздействия
Юнг: Развитие динамической связи между эго и самостью с интеграцией различных частей психики: эго, персоны, тени, анимы и анимуса и других архетипов бессознательного.
Рубинштейн: Детерминация индивидуального жизненного пути с помощью построения, модификации и совершенствования жизненных отношений (чем я был? – что я сделал? – чем я стал?). Личность способна сбросить с себя бремя детского опыта и в любой точке и круто изменить течение жизненного пути.
Юнг и Рубинштейн выбирали разные пути воздействия на личность для достижения ее здоровья и целостности. Юнг актуализировал работу с внутренними процессами – архетипами бессознательного и выводом их на поверхность сознания. Рубинштейн, напротив, отмечал необходимость в совершенствовании внешних связей, которые оказывают влияние на внутренние процессы личности.
Личность может задаваться экзистенциальными вопросами, предложенными Рубинштейном: “чем я был? – что я сделал? – чем я стал?”, как в рамках аналитического процесса юнгианского анализа, так и в рамках экзистенциального дискурса Рубинштейна.
Оба автора отмечали как важность детского опыта, так и возможность его преобразования, выбор нового пути развития для повышения качества жизни.
Автор: Инна Педе, психолог юнгианской и психоаналитической модальностей (с)