Найти тему

Лев в гербе Ланнистеров

Откуда взялся лев на знаменах дома Ланнистеров? Про Старков понятно, они живут на севере, и какому обитающему в этом регионе животному, как не волку, и стать сначала тотемным животным, а потом и геральдическим? Или Грейджои – их жизнь связана с морем, они морские разбойники, поэтому появление на их знаменах кракена, животного мифологического, но в котором совершенно узнаваемо реальное животное, тоже легко объяснимо. У Баратеонов такое тотемное/геральдическое животное – олень, у Мормонтов – медведь, и т.д. Все эти животные живут в тех местах, где живет собственно семейство. (Про драконов с герба Таргариенов тоже все понятно, для Вестероса это тоже реальное, хоть и считающееся вымершим, животное)

Но лев? Мы ни разу не встречаем сведений о том, что в Вестеросе живут или жили львы. На это ничто не указывает. Судя по всему, фауна Вестероса вполне сопоставима с животным населением нашей реальной Европы, так какие еще львы? Может, семья Ланнистеров, как и семья Таргариенов, пришла в Вестерос откуда-то из других мест, и там-то львы обитали? Может быть.

Но у меня другая версия.

Оказавшись в воздушной темнице Лизы Арен, Тирион пытается подкупить тюремщика Морда, тупейшего, возможно умственно отсталого, человека, врядли имеющего представление хоть о чем-то за пределами тюрьмы и тем более владений Аренов. После безуспешных попыток донести свою мысль, Тирион говорит: «Слышал ли ты когда-нибудь фразу «богат, как Ланнистер»»? При этих словах лицо тюремщика вытягивается и озаряется светом понимания. Даже он слышал о Ланнистерах и об их неслыханном богатстве, вошедшем в поговорку.

Нам выражение «богат как...» тоже знаком, только с другим именем. Я ради интереса забила «богат как» в строку поиска, чтобы посмотреть, может сейчас есть еще какие-то варианты, но нет, поиск выдает знакомое с детства «богат как Крез».

Кто такой был Крез? Имя стало нарицательным, но за ним стоит реальный человек, царь, в середине V в. до н. э. правивший богатой и сильной страной Лидией (территория современной Турции). Богатство страны (как и богатство семейства Ланнистеров) основывалось прежде всего на золотых рудниках – Лидия была первым и главным поставщиком золота в регионе. Именно оттуда ввозили золото в Древнюю Грецию, в набирающую силу империю персов и т.д. Благодаря этому в древнем мире Крез считался невероятным, фантастическим богачем. Он жил в столице Лидии, прекрасном, великом городе, который назывался Сарды.

-2

Геродот рассказывает историю о том, как однажды Лидию посетил известный афинский мудрец и законодатель Солон. Крез не удержался, чтобы не показать Солону все свои богатства и не спросить (напрашиваясь на лесть), кого из знакомых Солону людей тот считает самым счастливым. Ожидая, что Солон рассыпется в восхищениях по поводу богатства и счастья самого Креза, царь был весьма разочарован, когда Солон два раза рассказывал ему о каких-то левых людях, которые были что-то там нравственными, жертвенными, блаблабла, поэтому Солон считал их самыми счастливыми из живших. В конце концов Крез рассердился и воскликнул: «А меня, обладателя таких несметных богатств, ты не считаешь счастливым?!» На что Солон ответил – «ты, царь, еще жив, и неизвестно, что пошлют тебе боги в будущем. Чтобы назвать человека счастливым, нужно чтобы жизненный путь его завершился достойным образом».

Крезу ответ Солона не понравился, но впоследствии он не раз вспомнил слова афинского мудреца. Впрочем, об этом чуть позже.

-3

В Лидии впервые в истории стали чеканить золотые монеты. На лицевой стороне монеты стояла царская печать с изображением голов быка и... льва! Откуда взялся бык, я пока не знаю (может вы знаете?), а про льва сохранилось такое предание. В восьмом веке до нашей эры Сардами, столицей Лидии, правил царь Мелес. Однажды наложница родила ему львенка. Мудрецы предсказали Мелесу, что Сарды будут неприступны, если этого львенка обнести вокруг стен города. Мелес так и сделал, но одно место, казавшееся ему и так совершенно неприступным (там какие-то скалы были), он оставил незащищенным... И об этом тоже немножко позже.

После этого лев стал геральдическим животным Сард, атрибутом божества – хранителя. Скорее всего, еще во время родо-племенного строя, лев был тотемным животным предков лидийцев. Может показаться странным, что племена, жившие на территории современной Турции, имели тотемом льва, но на самом деле львы действительно жили в то времы на этих терроториях, но уже к началу нашей эры они вымерли.

-4

Если допустить, что при создании образов семейства Ланнистеров Мартин вспоминал о Крезе, его золотых рудниках и несметных богатствах, то появление именно льва на гербе становится понятнее.

Чем же закончилась история Креза? Его сгубило тщеславие. Рядом с Лидией, могущественнейшей и богатейшей страной древнего мира, постепенно набирала силу Персидское государство. Опасаясь, что Персия подвинет Лидию с первого места, Крез решил пойти войной на персов. Но сначала он, как это было принято делать в то время по каждому поводу, обратился к прорицателям, чтобы посоветоваться с ними, стоит ли ему идти в поход на Персию. Прорицатели никогда не давали ясного и прямого ответа. Их оракулы всегда были туманны, метафоричны, полны неоднозначных образов. Поэтому эти оракулы записывались, потом собирался совет из нескольких (иногда и из нескольких сотен) мудрецов, и они предлагали свое толкование полученного от прорицателя ответа.

Крезу сразу два прорицателя ответили, что его поход завершится разрушением великой державы. Крез очень обрадовался, не усомнившись в том, что оракул предвещает победу! Победу Креза и разрушение державы персов. Но случилось обратное. Великая держава действительно оказалась разрушенной, только не держава Кира, царя персов, а держава самого Креза... Вот тогда-то и вспомнил Крез слова мудрого Солона и впоследствии часто повторял их. Сарды были взяты – по словам Геродота, враги смогли проникнуть в город именно через тот участок стены, который царь Мелес, обходящий город со львенком на руках, обошел вниманием...

-5

И тут снова нельзя не вспомнить судьбу Ланнистеров. Их «победоносным оракулом» была баллада о Рейнах из Кастамере. Рассказ про некоего гордого лорда, отказывавшегося склонить голову перед Ланнистерами, готового идти до конца, веря в себя, и наказанного за свое высокомерие, стала предсказанием падения и практически исчезновения рода самих Ланнистеров. Они так любили эту балладу, сам намек на нее или первые ноты вселяли в их врагов ужас и становились началом войны на уничтожение. You win or you die. Есть только первое место. Но самих Ланнистеров постигла та же участь, по той же причине. But now the rains weep o'er his hall, with no one there to hear.