Найти тему
Исторические мелочи

«Прусский офицер» с американского аукциона

Когда-то на американском аукционе продали предмет, аннотированный как «миниатюра на слоновой кости – портрет прусского офицера XIX в.» Описание лота не отличалось особой информативностью: «Портрет помещен в овальную латунную рамку с черепаховым задником. Офицер одет в белый мундир с красно-золотым стоячим воротником. Он носит несколько медалей и орденскую ленту».

Возможно, американские аукционные эксперты настолько далеки от знания истории европейского континента или, может быть, имели место какие-то махинации со стороны продавцов, но личность этого «прусского офицера» вполне легко идентифицируема. Наверно, кто-то из комментаторов опять упрекнет меня в том, что я доказываю очевидные вещи, но для тех, кому интересно, я продолжу.

Итак, перед нами действительно персонаж в белом мундире с красным воротником. И борт мундира, и края воротника расшиты золотом. Мундир этот принадлежит высшему офицеру Австрийской империи начала XIX в.

Его награды, хотя в общем и узнаваемы, но их знаки изображены я явными ошибками. Бело-красно-белая чресплечная лента в действительности должна быть красно-бело-красной и является свидетельством наличия у персонажа Большого креста австрийского Военного ордена Марии Терезии. Здесь стоит отметить, что на портретах русских генералов работы Доу из Военной галереи Зимнего дворца также встречаются изображения знаков Военного ордена Марии Терезии на бело-красно-белых лентах. Специалисты считают это следствием ошибки художника. Следует отметить, что в австрийской наградной системе существовал орден с бело-красно-белой лентой - орден Леопольда. Но полосы там были не равной ширины, как в данном случае, лента ордена Леопольда была, скорее, красной с узкими белыми полосами по краям.

Идем дальше. На шее портретируемого размещены знак ордена Золотого руна (разбирающиеся в фалеристике читатели учили меня отличать австрийский орден Золотого руна от испанского по повороту морды барашка, но в данном случае я все-таки затрудняюсь определить, куда эта самая морда обращена. По идее здесь орден должен быть австрийский), а также, возможно, знак русского ордена Св. Георгия (?). Здесь также неясно отсутствие характерной узнаваемой оранжево-черной георгиевской лента. На левой стороне груди персонажа изображены с огрехами в передаче цветов, но узнаваемые звезды венгерского ордена Св. Стефана и прусского ордена Черного орла.

Наличие у персонажа столь высоких наград стран-участниц VI антифранцузской коалиции, а также вполне узнаваемая внешность не оставляют сомнений в том, что на миниатюрном портрете изображен австрийский фельдмаршал, князь Карл Филипп цу Шварценберг, известный командир австрийского вспомогательного корпуса Великой армии в 1812 г., а затем в 1813-14 гг. командующий Богемской армией союзников.

Достоверные портреты Шварценберга

Неизвестный художник «Фельдмаршал Карл Филипп Шварценберг»
Неизвестный художник «Фельдмаршал Карл Филипп Шварценберг»
Неизвестный художник «Карл Филипп Шварценберг»
Неизвестный художник «Карл Филипп Шварценберг»
К. Майер «Карл Филипп князь цу Шварценберг», 1810 г.
К. Майер «Карл Филипп князь цу Шварценберг», 1810 г.
Неизвестный художник «Карл Филипп Шварценберг»
Неизвестный художник «Карл Филипп Шварценберг»

Обратите внимание, что на последнем акварельном портрете цвета обеих орденских лент – и чресплечной Военного ордена Марии Терезии, и шейной ордена Золотого руна искажены. По-видимому, портрет выполнялся с черно-белой гравюры художником, не знакомым с вопросом. Судя по всему, тем же объясняются и ошибки в изображении орденских знаков и на аукционном портрете.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.