Найти тему

15 человек и 11 пулеметов на шасси грузовика: Бронеавтомобиль Монти-Фиат

Вчера на канале вышла статья, посвященная событиям в колониях Италии в Африке. Для себя решил покопать о роли танков в этом эпизоде Второй Мировой войны и нашел (для себя) крайне интересный образец.

Бронированный автомобиль "Autoblind Monti-FIAT" был построен в итальянской Восточной Африке, силами мастерской компании Монти в Гондаре в Эфиопии для войск Королевской итальянской армии. Это был крайне смелый эксперимент по бронированию грузовика.

Его боевое применение почти неизвестно, но его габариты делают его одним из самых необычных транспортных средств, использовавшихся итальянцами в Восточноафриканской кампании, которая проходила с 10 июня 1940 года по 27 ноября 1941 года.

Бронеавтомобиль был построен на базе грузовика 634N, который получил прозвище «Элефант" за свою надежность, мощность и грузоподъемность. Грузовик, для своего времени, был новаторским. К примеру, это был первый грузовик в Европе, оснащенный койками для экипажа. Максимальная перевозимая нагрузка не превышала 10 тонн. Грузовик вполне мог спокойной перевозить до 40 человек в полном обмундировании или же один танк серии L3. Во время войны FIAT 634N успешно буксировал танки серии "М" и самоходные машины на их шасси в Rimorchi Unificati Viberti da 15t (англ. 15-тонный унифицированный прицеп Viberti).

-2

Таким образом, неудивительно, что инженеры из довольно ограниченного выбора, сделали ставку именно этом грузовике.

Каркас "Фиата" остался нетронутым, но грузовой отсек и кабина были демонтированы. Была установлена броня предполагаемой толщиной от 8 до 10 мм. Он был изготовлен не из баллистической стали, а из листовых рессорных подвесок, взятых с утилизированных грузовиков. Поэтому говорить о какой-то существенной бронезащите не приходиться, но пулю винтовки вполне мог бы выдержать.

Над моторным отсеком, который был снабжен передними прорезями для радиатора, имелись прорези для водителя и командира машины, а также две другие прорези для пулеметов.

-3

Сбоку с каждой стороны было по две щели, а над ними - два входа для экипажа. Башни и поворотные механизмы были приварены к крыше бронированной надстройки, что значительно увеличило высоту машины.

Кстати о башнях. Башни, установленные на бронеавтомобиле, были такими же, как у бронеавтомобиля Lancia 1Z. Этот старый автомобиль выпускался с августа 1915 года до конца Первой мировой войны в количестве 137 единиц.

Бронеавтомобиль Lancia 1Z
Бронеавтомобиль Lancia 1Z

Общая высота транспортного средства точно не установлена, но она составляла около 3,5 метров. На одной из немногих существующих фотографий автомобиля работники Officine Monti из Гондара находятся перед автомобилем. Они стоят, и видно, что броневик примерно в два раза выше.

На другой фотографии автомобиль FIAT 500 A можно увидеть рядом с бронированным автомобилем Monti-FIAT. Высота FIAT 500 A составляет примерно половину высоты корпуса бронированного автомобиля. Высота FIAT 500 A составляла 1,37 метра, таким образом, высота корпуса Monti-FIAT составляла около 2,6-2,7 метров. Высота двух башен составляла 92 сантиметра, в результате чего общая высота броневика достигала 3,5 метров.

Рабочие, принимавшие участие в работе над Monti-FIAT на фоне своего детища
Рабочие, принимавшие участие в работе над Monti-FIAT на фоне своего детища

Используя тот же принцип с длиной FIAT 500A в 3,21 метра, Monti-FIAT должен быть длиной около 8,2 метра, что на 80 сантиметров больше, чем у FIAT 634N.

Экипаж состоял из 15 человек, водителя, командира, 11 наводчиков и 3 слуг, отвечавших за перезарядку оружия. Учитывая, что 15 человек должны были работать внутри транспортного средства такого размера, в узком пространстве и в пустыне, условия внутри, вероятно, были ужасными.

Там также была радиостанция неизвестной модели, запас продовольствия на 3 дня для 15 членов экипажа, боеприпасы для 11 пулеметов, топливо и вода.

FIAT 634N приводился в действие дизельным двигателем Type 355 с шестью рядными цилиндрами. Он имел объем 8312 см3 и выдавал 75 л.с. (Или 80 л. с., так как поздние «Фиаты» несли в себе двигатели чуть мощнее) при 1700 об/мин.

Monti-FIAT и FIAT 500
Monti-FIAT и FIAT 500

"Монти-ФИАТ" был оснащен 11 бойницами, по три в двух башнях, две спереди, две сзади и по две с каждой стороны. Все бойницы были оснащены пулеметами FIAT-Revelli образца 1914 года с водяным охлаждением, в качестве альтернативы внутри находились винтовки.

При необходимости бойницы использовались для стрельбы из личного оружия экипажа.

Неизвестно, было ли на борту другое оружие, такие как легкие пулеметы Breda образца 1930 года или ручные гранаты.

Только один Monti-FIAT был построен в конце июня - начале июля 1941 года в мастерской компании Monti. Испытания машины проводились ночью из-за частой британской воздушной разведки в дневное время.

-7

О бронированном автомобиле Monti-FIAT известно очень мало. Как только армия Италии в этом регионе капитулировала, единственное что было сделано с броневиком, это две фотографии: одна с командой рабочих, работавших над проектом, и владельцем мастерской, а другая, на которой они сравнили огромный бронированный автомобиль с маленьким автомобилем FIAT 500A владельца мастерской.

С тех пор о броневике больше ничего не известно. Вероятно, он использовался для сопровождения колонн грузовиков с продовольствием, которые постоянно подвергались нападениям эфиопских партизан, которые были на стороне англичан.

Эфиопские солдаты обстреливают пролетающие итальянские самолеты. Аддис-Абеба. Эфиопия. Итальяно-эфиопская война. 1936 г.
Эфиопские солдаты обстреливают пролетающие итальянские самолеты. Аддис-Абеба. Эфиопия. Итальяно-эфиопская война. 1936 г.

Бронеавтомобиль, вероятно, был потерян из-за нехватки топлива или механической неисправности до прибытия британских войск в район Гондара. Ни в одном британском источнике не упоминается бронированный автомобиль Monti-FIAT.

Monti-FIAT был бронированным автомобилем экстремальных обстоятельств, когда бронированной техники нет, прислать никто не может, а воевать надо и было бы не плохо иметь хоть какую-то броню.

Вероятно, он был полезен в качестве средства сдерживания нападений эфиопских партизан, поскольку его размеры и вооружение устрашили бы даже самые организованные британские войска. Скорость, однако, была бы ахиллесовой пятой, делающей это транспортное средство похожим на черепаху, относительно хорошо защищенным, но медлительным на ужасных эфиопских дорогах.