Март выдался хотя и снежным, но довольно теплым для первого весеннего месяца, когда в средней полосе по-прежнему еще зима считает себя полноправной хозяйкой.
Вера неспешно брела с работы по хорошо знакомому с детства скверу. Снег уже местами подтаял, и кое-где блестели проталины. А главное, в воздухе уже пахло весной. И это время года женщина особенно любила, потому что предвещало оно потепление и наступление лета.
Была пятница, и освободилась Вера на работе на час раньше – сокращенный день. Впереди выходные, и торопиться ей некуда. Неделя выдалась напряженная, но в ближайшие два дня она сможет как следует отдохнуть. Выспаться, переделать все домашние дела, навестить приятельницу… Выходные Вера всегда любила, да и кто их не любит? И только по пятницам она позволяла себе прогуляться с работы пешком, да и то, когда погода располагала. Сегодня вот был именно такой день.
Как часто раньше они в этот сквер бегали с подружками! Ведь в районе этом Вера провела всю жизнь. Родилась здесь, выросла... Здесь и дом ее, и школа за углом. Даже институт, который когда-то закончила, находился в пешей доступности от дома. Вот и на работу она чаще ходила пешком, редко пользовалась общественным транспортом. И район свой Вера любила всем сердцем.
А по этой аллее они когда-то прогуливались с подругами. Одевались понаряднее и чинно так выхаживали туда-сюда. А ну как парни обратят на них внимание. Сейчас об этом Вере смешно было вспоминать, но тогда они себе казались такими взрослыми и красивыми.
В старших классах в этот сквер она ходила с Витей. Встречались они, правда, совсем недолго, расстались еще до выпускных экзаменов, но вспоминать об этом Вере все равно было приятно.
А вон за тем огромным дубом, которому, наверное, не меньше ста лет, стояла лавочка. Ее совсем не видно, с какой стороны ни смотри. Это было их с подружками тайное место – сколько часов они просиживали там, болтая без умолку.
Вере захотелось вдруг проверить, цела ли та скамейка, и она завернула за дуб. Каково же было удивление, когда увидела она на ней плачущую девушку. И конечно же, пройти мимо она не смогла. Вечер, холодно, видно, как девушка замерзла – кутается, вон, в куртку и скукожилась вся. Да и стряслось у нее явно что-то, а людям Вера привыкла помогать.
Приблизившись к скамейке, она присела рядом с девушкой и поинтересовалась:
- Чего же ты плачешь? Обидел кто?
Девушка посмотрела на нее полными слез глазами, но ничего не сказала, лишь помотала головой.
- А почему сидишь тут одна так поздно? Вот и стемнело уже, в это время небезопасно оставаться в сквере.
Вера знала, о чем говорит. Днем, возможно, это и было культурным местом отдыха жителей города. Но вечером… вечером здесь собиралось всякое хулиганье. И выпивали они нередко, а в таком состоянии мало ли на что способны были.
Вместо ответа девушка только еще сильнее расплакалась, спрятав лицо в покрасневших от холода руках.
И тут Вера заметила, что куртка ее неестественно натянута на животе.
- Да ты еще и беременна! – всплеснула она руками. – И мерзнешь тут… Простудить же можешь себя и ребенка. Живешь-то далеко отсюда?
И снова девушка потрясла головой.
- Недалеко или идти тебе некуда? – уточнила Вера.
Какой же несчастной казалась ей в этот момент бедняжка. Сердце кровью обливалось, глядя на нее. Видно, точно горе какое у нее приключилось, и без внимания ее тут оставить никак нельзя – натворит еще глупостей.
- Вот что! Вставай-ка, - взяла Вера девушку под руку и потянула вверх. – Не хочешь рассказывать, не надо. Но и тут я тебя не оставлю. Пойдем ко мне, я здесь рядом живу, попьешь чайку, да обогреешься…
Девушка сначала явно сопротивлялась, но в какой-то момент сникла и позволила себя увести из сквера. К тому времени уже и Вера подмерзла, хоть и одета была гораздо теплее бедняжки.
И всю дорогу девушка молчала и всхлипывала. Но и Вера больше с расспросами не лезла.
- Да ты вся промокла! – испугалась Вера, когда помогала девушке снимать верхнюю одежду. Видно, долго она просидела под мокрым снегом-то. – Отправляйся-ка ты в ванную. Снимай с себя все и грейся под горячим душем. А сухие вещи я тебе занесу.
Одежду девушки Вера развесила сушиться, и пока была та в ванной, на скорую руку приготовила ужин.
- Согрелась? – с улыбкой встретила Вера девушку.
- Да, спасибо! – впервые заговорила она.
- Ну и хорошо! Садись к столу – будем ужинать, да чай пить. Тебя как звать-то?
- Вика.
- А меня Вера Павловна или по-простому тетя Вера, как тебе удобнее.
На нехитрый ужин Вика буквально набросилась. Это ж как нужно проголодаться. И тарелка ее опустела в два счета. Тогда Вера положила ей добавки, и налила горячего чаю.
- Тебе ночевать-то есть где? – только и спросила Вера.
А Вика снова заплакала. И не сразу смогла говорить.
- Мне некуда идти…
- Как так? Совсем некуда? – удивилась Вера. – Где-то же ты жила… Или ты приезжая?
- Да… то есть, не совсем, - тряхнула Вика головой. – В этом городе я уже почти два года живу. А приехала сюда поступать в институт. Поступила, и мне дали общежитие…
Ее словно прорвало, и рассказывала она путанно и торопливо. Но история ее вскоре стала понятна Вере.
Приехала Вика поступать, а на втором курсе познакомилась с парнем со старшего курса. Ну и уговорил он ее переехать жить к нему, вместо того чтобы мыкаться по общежитиям. Сам он был местный, значит. И жил отдельно от родителей, в собственной квартире.
- Конечно, я согласилась, - шмыгнула носом Вика. – Да и он был таким… классным… А квартира у него просто шикарная. Трехкомнатная, большая… Он и жениться обещал, как закончит учебу.
Вика замолчала, но Вера терпеливо ждала продолжения, не торопила ее. Понятное дело, что конец у этой истории был печальный, а иначе, что бедняжка делала вечером в сквере одна?
- А потом я забеременела. Игорь этому не обрадовался, когда рассказала ему. Сказал, что я должна избавиться от ребенка, что не нужен он нам так рано.
Что ж, Вера не стала осуждать студента за подобные мысли. Однако, думать о последствиях следовало раньше, пока не стало поздно.
- Я согласилась и пошла в больницу. А когда сдала все анализы, врачи сказали, что аборт мне делать нельзя, что есть риск, что потом я больше не смогу иметь детей. И с сердцем моим тоже что-то не то, еще и поэтому... Ну и… я решила оставить ребенка. Игорь сначала ничего не говорил, пока у меня не начал расти живот. Потом ворчать стал все чаще. А сегодня утром мы с ним сильно поссорились, и он меня прогнал, - снова расплакалась Вика. – И идти мне некуда. Подруг у меня не осталось, в общагу меня не пустят… А вся родня далеко отсюда.
- Ну хватит слезы лить! – строго велела Вера. – Вредно это и тебе, и малышу. Давай ложиться спать, а завтра мы что-нибудь придумаем.
Ночью она долго не могла уснуть, все думала. В непростой ситуации оказалась Вика. И хоть она Вере никто, но не может пройти она мимо ее горя. На утро Вера предложила гостье:
- Оставайся у меня. Поживи пока… А малыш родится, найдешь работу, снимешь комнату. Глядишь и парень твой образумится.
Вера думала, что придется уговаривать Вику, но та неожиданно быстро согласилась. Наверное, деваться ей, и правда, было некуда. Ну и ей так будет веселее, а то все одна, да одна...