Некоторое время назад наш автор МЮ завершил свой проект "Сто главных хитов нашего рока".
Это был его субъективный взгляд, который мне захотелось дополнить некоторыми коллективами и их песнями. Мои познания по части нашего рока, разумеется, не так глубоки. А взгляд ещё более субъективен. Однако, надеюсь, что читателям будет интересно.
Э.С.Т. "Спокойной Ночи, Брайтон Бич" (1991)
Ютуб-канал jicetowimat
Группа «Электро-Судорожная Терапия» (E.S.T. - Electro Shock Therapy) появилась на свет в 1986-ом. В 1989-ом Э.С.Т. выпускают первый официальный альбом "ELECTRO SHOCK THERAPY" причем сразу за рубежом, в Германии, а в 1991 году выходит первый официальный диск "Проба пера" на родине. Звукорежиссером российского издания был Валерий Гаина, заодно исполнивший часть гитарных партий. Пластинку открывала представленная выше песня. Текст - Жан Сагадеев; Музыка - группа Э.С.Т.
Успех коллектива, ведомого многолетним лидером, басистом/вокалистом Жаном Сагадеевым, зиждился прежде всего на непохожести Э.С.Т. на популярные западные образцы, на харизме Жана, оригинальности выбора тем для лирики и непонятно в чем проявляющейся (помимо языка), но совершенно очевидной русскости. Теперь я думаю, что Э.С.Т. делили одну сцену с AC/DC, Metallica, Pantera и Black Crowes на фестивале «Монстры рока» в Тушино в том же 1991-ом совершенно заслуженно, хотя тогда я был уверен в обратном. Мы даже перекинулись по этому поводу несколькими словами с музыкантами Мастера, стоявшими на поле неподалеку от нас. Все были уверены, что организатор феста, компания BIZ Enterprises, наверняка поспособствовала участию именно своих протеже в данном событии. Может и так. Самобытности и прочих достоинств Сагадеева и Ко. это никак не умаляет.
Gunesh (Гюнеш) "Восточный Сувенир / The Oriental Souvenir" (1980)
Ютуб-канал Disco
Ансамбль Гюнеш (Гунеш), что в переводе означает "Солнце", - явление уникальное не только в пределах бывшего СССР, но и в мировом масштабе. Блестящий виртуозный джаз-рок, опирающийся на основу из туркменского фольклора, производил сногсшибательное впечатление не только на простых слушателей, но и на профессионалов музыкального мира. Гюнеш неоднократно были лауреатами музыкальных конкурсов, включая знаменитые «Весенние ритмы. Тбилиси-80», ездили на гастроли не только в Восточную Европу, но и в страны Африки и Азии, а появление солирующего барабанщика Ришада Шафи (Шафиева) с совершенно фантастической по размерам и разнообразию используемых инструментов ударной установкой на Центральном Телевидении в новогоднем "Голубом Огоньке" и вовсе произвело фурор.
Ютуб-канал BestDrummerShow
Что удивительно, альбомов с оригинальным материалом (не сборников) у Гюнеш в дискографии всего три. "ВИА ГУНЕШ" (1980) и "Вижу Землю" (1984) вышли на фирме "Мелодия", а композиции, не попавшие на эти пластинки и записанные в разное время в разных городах, появились на CD "Rishad Shafi & Gunesh: 45° in a Shadow" уже в 2000-ом.
Впрочем, небольшое количество имеющегося материала мою задачу не облегчило. Достойных композиций у Гюнеш в избытке. Но после достаточно долгих раздумий я всё-таки остановился на сочинении саксофониста Станислава Морозова "Восточный сувенир".
Неприкасаемые "Напои меня водой" (1994)
Ютуб-канал IGORSUKACHEV
Гарик Сукачев был представлен в основной "сотне лучших" с другим его коллективом Бригадой С. Но мне всё же кажется, что Неприкасаемые являются совершенно отдельным проектом, который и упоминания заслуживает отдельного. Первый состав группы представлял сборную звёзд отечественного рока. Кроме Сукачева в нем были Крупнов, Воронов, Кузин, Аюпов. Наверное, никого из них отдельно представлять не надо. К звуковой палитре дебютного альбома "Брёл, брёл, брёл" кроме стандартного рок-инструментария добавлены также саксофон и флейта. В записи принимали участие джазовое трио п/у Олега Лундстрема и симфонический квинтет оркестра Гостелерадио. Вы скажете, что всё это великолепие - отнюдь не гарантия успеха. И примеров супер-групп, так и не сыгравших чего-то выдающегося, история рока знает немало. Тут не поспоришь. Но к Неприкасаемым это не относится. Альбом был действительно хорош. А лучшей вещью я считаю представленную выше песню "Напои меня водой". Видео на неё было сделано в 1997 году, а премьера клипа состоялась в эфире выходившей тогда на ЦТ передачи "Программа А"
Источники в Сети сообщают, что с разрешения Гарика мелодию песни использовал в своей композиции "Children" известный и одно время весьма модный итало-швейцарский электронный музыкант Роберто Кончина, больше известный как Роберт Майлз (Robert Miles),
Телевизор "Шествие рыб" (1985)
Ютуб-канал Televizormusic
Песни представителя советской "новой волны", лидера вышедшей из Ленинградского рок-клуба команды Телевизор Михаила Борзыкина, как и у всякого порядочного пост-панка, всегда отличались неким минимализмом инструментальных аранжировок, ощутимыми электронными влияниями и страстной вокальной подачей. Всё это, вкупе с изрядной остротой, а зачастую и неоднозначностью несомненно талантливых текстов Михаила, рождало интерес слушателей. Впрочем, суперпопулярным коллективом, способным собрать стадион, борзыкинский Телевизор так и не стал. Хотя и был, и остается заметным явлением на отечественной рок-сцене.
Для своего "дополнения" я выбрал одноименную заглавную песню с дебютника коллектива "Шествие рыб", вышедшего в виде магнитоальбома в 1985-ом и переизданного на виниле в 1988-ом. Пластинка была продана в количестве миллиона экземпляров, один из которых был куплен мной. И когда встал вопрос о выборе трека, то въевшаяся в память строка "мы лишь звенья в шествии рыб", оказалась решающей.
Дельфин "Весна" (2004)
Ютуб-канал Дельфин
Когда талант сильнее предубеждений. Так, наверное, следовало бы озаглавить многотомную коротенькую историю моих взаимоотношений с творчеством музыканта, скрывающегося под псевдонимом Дельфин. Рэп-музыка, в принципе, не моя "чашка чая". Я, разумеется, далек от огульного охаивания и мазания черной краской всех музыкантов, исполняющих рэп. В конце-концов есть Фалько с его "Rock Me Amadeus", Beastie Boys с "Fight For Your Right", совместное исполнение Aerosmith и Run DMC песни
"Walk This Way'. Есть рэп-рок и рэп-метал. Но за историей отечественной группы Мальчишник и за дальнейшей судьбой её участников я, понятное дело, не следил, хотя совсем не слышать это название и какие-то отрывки их "песен" было практически невозможно. Поэтому появление на ТВ клипа с песней "Весна" в исполнении Дельфина было воспринято мной с известным удивлением. Оказалось, что это тот же человек, который за десять с лишним лет до этого читал со сцены рэп-опус под названием "Кекс без перерыва". к которому сам же написал текст..
А тут вдруг весьма своеобразное, но всё же пение. Органичное сочетание музыкальной роковой инди/альтернативы и электроники с весьма проникновенными строками и ностальгическим видеорядом создавали очень приятное впечатление. Нет, я не стал фанатом Андрея Лысикова (настоящее имя Дельфина), но мой интерес и долю уважения он получил. А песню, официально написанную Дельфином (неофициально говорят об очень большом влиянии на музыку альбома "Звезда", на котором "Весна" и появилась, его фактического продюсера и гитариста Александра Петрунина), я считаю достойной вхождения в число лучших песен нашего рока.
Бонус. Или дополнение к дополнению. Зодчие "Металлист Петров" (1987)
Ютуб-канал Зодчие
Зодчие "Землекоп" (1988)
Ютуб-канал Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД
В процессе работы над моими дополнениями к "сотне" попалось мне название группы, которое тут же навеяло приятные ностальгические воспоминания и вызвало улыбку. Сатирические и юмористические музыкальные зарисовки в исполнении коллектива, через который прошли, так на минуточку, попавшие в основную "сотню" Юрий Лоза и Валерий Сюткин, вряд ли можно назвать шедеврами. Да и актуальность многие из них потеряли. Но ведь запомнились же, черт побери!
Поэтому вот вам от меня бонус. И своеобразный анонс следующего выпуска "Дополнения".
Автор заметки - БиС
Небольшое объявление:
Уважаемые читатели! Предлагаем вам принять участие в определении лучших песен отечественного рока. Предлагайте свои варианты в комментариях. Два условия. Первое. Группа не должна быть уже представлена в основной "сотне" и моих "дополнениях". Второе. Необходимо обоснование, почему эта песня достойна входить в число лучших. Спасибо!
Голосование: