Страниц: 550
Оценка: 8/10
Первое издание: 2017 г.
Увлекательность: 6/10
Прописанность героев: 9/10
Сюжет: 8/10
Глубина: 9/10
Эмоции: 7/10
Идея: 8/10
Идеей познакомиться с творчеством Салмана Рушди я загорелась после сборника эссе «Ночная смена» моего любимого Алексея Поляринова. А именно — после эссе «Глобальный роман», в котором Алексей рассуждает на тему отличительных черт этого самого глобального романа и рассказывает о постколониальных романах.
Итак, нас встречает современный Нью-Йорк, где в богатом районе живут рассказчик Рене и зажиточное семейство индийцев по фамилии Голден, что не так давно иммигрировали и поселились в своём золотом доме.
Семья иммигрантов отринула своё прошлое: и отец семейства, и его сыновья взяли себе новые имена в честь римских императоров и богов и ничего не хотят слышать об Индии. Главный герой живёт в соседнем с ними доме, поэтому поневоле становится сначала сторонним наблюдателем, а потом и вовсе участником их жизни.
Постепенно, страница за страницей, соседи Рене раскрываются. Мы вместе с рассказчиком узнаём, что стало поводом переезда в США, изучаем привычки сыновей и главы дома, видим, что происходит у них в жизни.
В этом романе писатель играется с аллюзиями: имена Голденов, сама их фамилия, молодая содержанка из России Василиса, что смогла растопить сердце главы дома: она одновременно и Василиса Прекрасная, и Баба Яга — всё зависит от ракурса. Да и три сына Голдена делают какие-то намёки в сторону сказок, где было у царя три сына... В общем, здесь есть где разгуляться в поиске пасхалок.
Помимо темы иммиграции в первом поколении Салман Рушди затрагивает и другие темы: синдром Аспергера, гендерную идентичность, политику и искусство. Удивительно, как такие масштабные темы ему удалось уместить в стандартный по размерам роман. Секрет заключается в сыновьях: у одного аутизм и агорафобия, у второго случился кризис гендерной идентичности, а третий всё ищет себя в искусстве, но ему покоя не даёт оторванность от родины. А фоном происходят выборы президентов: сначала Обама, затем Трамп. И получается такой салат из разных тем, которые влияют на общий сюжет.
Мне роман читать было скучно. Да, писатель много чего смог сказать на протяжении пятисот страниц, но всё это мне чуждо. Я человек с другим культурным кодом, я не ездила в Штаты и не была в эмиграции, поэтому мне лишь отчасти понятно всё то, что происходило с героями. Для меня всё происходившее и с Голденами, и Рене было на расстоянии вытянутой руки, всегда выдерживало дистанцию и не пробиралось в душу.