Найти в Дзене
Майор Гром

Выборы в Турции. Мы за кого?

Уж так случилось, что Турция стала утрачивать у россиян свою туристическую популярность, но зато за последнее время стала едва ли не вторым по важности (первый понятно кто) партнёром России. Надо подчеркнуть, важнейшим партнёром. Эрдогану удалось не лечь под Запад, а сохранить независимую позицию, которую если коротко можно обозначить: и вашим, и нашим. Сегодня там президентские выборы. Эрдоган и его соперник от объединённой оппозиции Калычдароглу имеют примерно равные шансы. Опросы, в зависимости от того, кто их проводит, дают незначительный перевес то одному, то другому. Эрдоган, кстати, заявил местным СМИ, что спокойно уйдёт в случае проигрыша: «тот, кто не уважает результаты выборов, не уважает нацию». Он заявил это в ответ на обвинение основного соперника в том, что Эрдоган не признает результаты в случае проигрыша. Тут ещё уместно сказать, что оппозиционеры во всю использовали «чёрный пиар», в чём их в ответ обвинил Эрдоган. Примером такого пиара можно назвать заявление Калыдарог

Уж так случилось, что Турция стала утрачивать у россиян свою туристическую популярность, но зато за последнее время стала едва ли не вторым по важности (первый понятно кто) партнёром России. Надо подчеркнуть, важнейшим партнёром. Эрдогану удалось не лечь под Запад, а сохранить независимую позицию, которую если коротко можно обозначить: и вашим, и нашим.

Сегодня там президентские выборы. Эрдоган и его соперник от объединённой оппозиции Калычдароглу имеют примерно равные шансы. Опросы, в зависимости от того, кто их проводит, дают незначительный перевес то одному, то другому. Эрдоган, кстати, заявил местным СМИ, что спокойно уйдёт в случае проигрыша: «тот, кто не уважает результаты выборов, не уважает нацию». Он заявил это в ответ на обвинение основного соперника в том, что Эрдоган не признает результаты в случае проигрыша. Тут ещё уместно сказать, что оппозиционеры во всю использовали «чёрный пиар», в чём их в ответ обвинил Эрдоган.

Примером такого пиара можно назвать заявление Калыдароглу о том, что Москва вмешивается в выборы в Турции (излюбленный приём американских демократов). Эрдоган заступился за друга Путина и сказал, что вмешивается скорее США и Европа. С чем, кстати, трудно не согласиться, так как различные прозападные НКО в каждом своём опросе отдают 15% преимущество Калычдароглу. Кроме того, все статьи в ведущих изданиях на Западе выходят против Эрдогана и конечно же за «торжество демократии». Это можно трактовать как подготовку к дальнейшим действиям оппозиции, в случае проигрыша. Основные нарративы: сидящий на троне уже 20 лет Эрдоган и всё остальное вытекающее отсюда о несменяемости, диктатуре и т.п.

Выборы, выборы. Кандидаты.
Выборы, выборы. Кандидаты.

За кого болеем на выборах? В целом, конечно, Эрдоган нам знаком, и мы примерно знаем, чем он может удивить или разочаровать. Итак, из позитивного, в случае ухода. Скорее всего, Калычдароглу не будет продолжателем идеи Эрдогана о «Тюрском мире», который активно лезет не только в зону наших интересов, но и в Россию тоже. Кроме того, Эрдоган главный «спонсор» нестабильности между Азербайджаном и Арменией. Если у Алиева не сложатся такие же братские отношения с новым президентом, то наверняка он умерит свой пыл. Ну и Сирия сможет немного вздохнуть.

Конвенцию Монтрё (проход кораблей через проливы) никто нарушать не будет, всё-таки это краеугольный камень турецкой политики, да и вообще всего региона. В противном случае это будет глобальное обострение, которое ничем хорошим для турков не обернётся.

Турецкий нейтралитет только на бумаге. Байрактары всем известны. Кроме того, Турция – главный лоббист зерновой сделки. Ну и не забываем, что Эрдоган ответит на вопрос: «Чей Крым?»

Остаётся лишь одна отрасль, благодаря которой надо болеть за Эрдогана – обход антироссийских санкций и его многовекторная политика, которая прежде всего отвечает национальным интересам Турции, благодаря ей она стала крупной региональной державой. Хотя у нас большие сомнения, что новый президент сразу бросится вводить санкции. Сегодняшняя ситуация очень выгодна турецкому бизнесу. Отобрать такой лакомый кусок у бизнеса в экономически нестабильное время, решение может оказаться провальным.

Однако, надо понимать, что Калычдароглу с ног до головы продукт Запада. Мы не знаем, что у него припасено в кармане и как он будет вести себя, прежде всего относительно нашей страны, новое и неизвестное часто пугает. Эрдоган же «наш», несмотря на многочисленные «косяки» с его стороны. В конце концов Путин не просто так поддержал его при госперевороте несколько лет назад. Нет сомнений, что Эрдоган не будет менять вектор своей политики, а значит, останется нам выгодным.

В заключение скажем, что мы уверены, в случае победы Эрдогана оппозиция непременно выведет на улицы своих сторонников. Англосаксы уже напечатали методички о фальсификациях и тому подобное. Как дальше будут развиваться события предположить трудно, может всё сойдет на нет, а может быть и горячо.