Сумрачный немецкий гений сумел явить миру немало перспективных и не очень творений военной промышленности. Однако не только в Германии был замечен конструкторский гений - был он и в СССР. Об одной из подобных разработок мы поговорим и сегодня - экранолёт ВВА-14.
Предыстория
Принципиальную конструкцию летательного аппарата вертикального взлёта и посадки советский конструктор итальянского происхождения Роберт Бартини изобразил на своих эскизах ещё в 50-е годы ХХ века. С его чертёжной доски практически одновременно сошли несколько теоретических разработок - тактическая летающая лодка-бомбардировщик А-55, стратегический бомбардировщик надводного базирования А-57, фронтовой бомбардировщик надводного базирования Е-57 с возможностью транспортировки и запуска ядерных снарядов, а также Р-57 (сверхзвуковой штурмовик). Была ещё одна теоретическая конструкция Р-АЛ, с ядерным реактором в качестве двигательной установки (но она так и осталась на бумаге, даже макетов этого самолёта не было создано). Именно эти работы, вернее их неприятие (по причинам дороговизны и сложности реализации) стали ключевыми факторами, подтолкнувшими Бартини к созданию экраноплана.
Вплотную проектом Бартини начал заниматься уже в 60-х годах, параллельно разработки своей же теории о “межконтинентальном самолёте”. По его проектам летательный аппарат должен быть оснащён системой вертикального взлёта и посадки, а также иметь довольно скромный размах крыла и огромную по тем временам дальность полёта. Вес такого самолёта не должен был превышать 2,5 тысячи тонн вместе с “полезной” нагрузкой (вспомним, что изначально самолёт был задуман для военных нужд). Для реализации своего проекта и проверки некоторых расчётов Бартини даже построил упрощённый прототип МВА-62, оснащённый системами вертикального взлёта и посадки, обладавший неплохими мореходными качествами и катамаранную схему летательного аппарата. Также у амфибии оказался превосходный “потолок”, чем не могли похвастаться существующие самолёты-амфибии, а также скорость, близкая к бомбардировщикам тех лет.
От прототипа на бумаге - к действующей модели
С целью отработки аэродинамических качеств экраноплана было принято решение построить действующий самолёт, заодно снабдив его прототипами двигателей. Однако с двигателями возникли серьёзные проблемы ещё на стадии производства прототипов, поэтому пока решили испытывать экраноплан, а также попробовать применить к нему твердотопливные ракетные ускорители ТС-12М. А пока ракетные ускорители тестировали на предмет воздействия на стартовую поверхность, ВВА-14 решили испытывать “в натуре”, то есть обкатывать взлёты с пробегом, проверять полётные характеристики и посадку.,
Военные же требовали новый самолёт здесь и сейчас - словно маленькие дети, увидевшие в магазине красивую игрушку. Они даже затребовали конкретное оснащение для будущего самолёта, ещё даже не прошедшего полноценные полётные испытания:
- Обеспечить возможность конвертации самолёта в военно-транспортный, ЛА корабельного базирования, поисково-спасательный и самолёт-ретранслятор;
- Обеспечить вертикальный взлёт и посадку летательного аппарата без повреждения взлётно-посадочной площадки;
- Обеспечить полную взлётную массу летательного аппарата в 2500 тысячи тонн;
- Установить на противолодочную версию самолёта радиолокационный комплекс “Бор-1”.
Говоря откровенно, сами конструкторы на момент проектирования и создания опытного образца, не представляли, как эта штуковина собирается летать. Однако летала - и даже демонстрировала неплохие показатели, правда всего в одном экземпляре предполётного прототипа. При этом конструкторы сталкивались с серьёзными затруднениями при проработке систем навигации, управления приборами и приборов управления полётом самолёта. Бартини не удалось увидеть своё детище законченным - в 1977 году он скончался, дальнейшие работы по совершенствованию прототипа продолжили без него. Но вскоре в высших эшелонах страны поняли - проект требует кучу денег, огромное количество времени, но за одиннадцать лет серьёзных подвижек нет, а значит, государству нет интереса вкладывать такие суммы в развитие тупикового самолёта. Потому проект тихонько закрыли, а опытный образец поставили пылиться на одном из таганрогских аэродромов в ожидании списания на металл. Однако на металл его не списали, а перевезли в подмосковное Монино, где он встал на место экспоната, и в 1998 году некие энтузиасты решили самолёт восстановить до летающей модели. Но воз и поныне там - некие волонтёры объявляют клич, стараясь привлечь и денег и людей, но пока не срастается.
Тактико-технические характеристики ВВА-14
- Размах крыла - 30 метров;
- Длина ЛА - 26 метров;
- Высота ЛА - 6,7 метра;
- Площадь крыла - 218 метров;
- Масса ЛА - 35,3 тонны (снаряжённый - 52);
- Двигатели - два ТРДД Д-30М (маршевые) и двенадцать ТРДД РД36-35ПР в качестве подъёмных (вертикальный взлёт);
- Максимальная скорость полёта - 760 км/ч;
- Практическая дальность полёта - 2450 км;
- Практический потолок - 10 километров;
- Экипаж - 3 человека;
- Вооружение - до двух тонн различных авиационных снарядов, постановщик активных и пассивных помех. Оборонительное вооружение отсутствовало;
Заключение
В различное время в СССР были разработаны десятки, если не сотни одиозных военных проектов. Порой чересчур футуристических, порой бесполезных и при этом очень дорогих. Судить о том, насколько эффективным был бы проект, я не берусь - ибо его действительно боевых качеств не знает никто. Но соглашаюсь с тем, что проект на самом деле, был весьма интересным и возможно, перспективным - но только в случае его удешевления и массовизации.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, поддерживайте публикации своими лайками и комментариями – впереди ещё много интересного!