На экран вышел сериал Катюша, очень симпатичный, полный фантазиями и чувствами. Сериал относится к военным, но историческим назвать его трудновато, хотя создатели картины проявили немалую находчивость и оригинальность в подаче некоторых тем, действуя незаезжанными способами. Впрочем, сотрудники СМЕРШ и особисты на экране, как и положено, представлены щедро. Они добавляют даже страсти и идеологические императивы в картину. По своей тематике сериал перекликается, между прочим, с повестью и кино “В августе 44-ого”, поскольку всё действо происходит в близких друг от друга местах.
Действие фильма происходит осенью 1944г. в Белоруссии. По логике, это ныне Польша, а тогда была Белостокская область. Кто создал этот сериал, меня собственно заинтересовало, когда, не моргнув глазом, маршал Георгий Константинович (видимо, он играл Жукова, но был абсолютно не похож) заявил, что если бы не Катюша, то его бы с командованием Западного фронта больше не было. Разумеется, командования Западного фронта больше и не было, поскольку 24 апреля 1944 Западный фронт был переименован в Третий Белорусский фронт. Что ж, название продюсерский центр ГорАд меня успокоило. Как говорится, эти “мы из Будущего 2” могут. За историческую точность можно не беспокоиться) Кино Ильи Казанкова дает расслабиться и получать удовольствие.
С людьми на амплуа главных героев на экране удачно конкурируют собаки-миноискатели, а по совместительству и подрывники. Одна из них Вилма – это прямо-таки животное-гений. Она бежит по ж.д.пути 12 км до моста, сбрасывает при виде паровоза взрывчатку и убегает. Мост и паровоз взорваны, задание выполнено.
Я говорил по поводу этой героической диверсии с 4 военными-кинологами. Все четверо высказали глубокие сомнения в таких возможностях животных, хотя и не отрицали в принципе такую 12 км пробежку в результате долгих направленных тренировок. В сериале же справляются с обучением собак- овчарок за несколько дней. Мне рассказали о прецеденте подрыва поезда собакой Диной 19 августа 1943г. Его называют единственным случаем подобной диверсией на железной дороге с участием собаки, если, конечно, не считать собак -истребителей танков. Единственность такого случая со спасшейся собакой мне подтвердил директор методико-кинологического центра и музея "Красная Звезда".
В ситуации с немецкой овчаркой Диной важно то, что ей надо было добежать до полотна ж.д. всего 100-150 метров. “Гудок поторопил собаку принять решение. Отработанным движением дергает она ручку. Запальный механизм приходит в действие: коротенький щелчок, и едкий дым тлеющего шнура ползет по насыпи. Птицей кидается собака вниз. Она отлично знает — на прежнем месте ее не ждут: как только был сброшен груз, Бычков и Филатов метнулись к болоту. За спиной рвануло, и над лесом пополз густой черный дым.”
Бегать собак со взрывчаткой на длинные расстояния никто и не пытался учить. В кино вроде и есть подсказка – полотно железной дороги, но что произойдет с животным через полчаса бега по нему, кроме сценариста Борового, никто не знает. Спасибо за эту подсказку киношникам. Широко известна работа собак как курьеров и на 20 км. Однако в этом случае необходима специальная дрессировка с тем, чтобы пёс заранее знал место, в какое он бежит. Искать по карте и адресу он же не умеет.
Я также обсуждал с кинологами вопрос о посыпании немцами взрывчатки перцем, сама взрывчатка была скрыта свежей кладкой в подвале здания. Как мне пояснили, собака может почувствовать запах взрывчатки даже через малые трещинки, но вот от перца она начнет чихать, её нос будет раздражаться. Опытный вожатый сразу это отметит и заподозрит подвох.
Другой фишкой Катюши являются летчицы. Прилетают они в дивизию не на обычных кукурузниках ПО-2, а на будто бы учебных истребителях УТИ ЛА-7 (на его спортивно-тренировочной "реплике" Як-52 (1974 г.р.) с передней стойкой шасси вместо задней - см. коммент. Б.Сагадеева и В.Василенко), несколько опережая время. Надо иметь ввиду, что только в марте 1945 года на заводе в Горьком серийный истребитель Ла-7 переделали в первый учебно-тренировочный Ла-7УТИ. ЛА-7 отличали высокие летные качества позволяющие выполнять полеты в плохих погодных условиях, с плохо подготовленных ВПП (взлетно-посадочных полос). Это позволило создателям сериала пофантазировать относительно возможностей посылки этих самолетов за линию фронта со взлетом и посадкой там. Как мне сказал ветеран войны, летчик Я.М.Смирнов, на самолете УТИ2 ему бы потребовался размер поля в полтора футбольного. Однако надо учесть, что если на пути попадется яма, то самолет перевернет. Искать такое ровное поле на территории врага – когда он тебя может наблюдать – не самое легкое занятие. Кукурузник сгодился бы для этой цели гораздо лучше. Зато в плане красоты пилотирования учебный истребитель, конечно, более выигрышен для зрителя. А если представить себе агента абвера, удирающего от нашей летчицы Галины Клюевой на кукурузнике, то будет даже как-то смешно.
В сериале есть любопытный эпизод, когда муж Катюши, полицай Михаил встречает в лесу немецкого солдата, который его без долгих прений пристреливает. Понять солдата можно, - куда ему девать этого русского, если он стоит на посту один? Но это скорее всё же какой-то гулящий дезертир, а не дозорный. В лесных условиях в дозоры вблизи линии соприкосновения по одному не ходят. И даже если этот гитлеровец пошел один, то почему немцы не хватились пропавшего? И как-то беззаботно девушки-собаководы направляются с корзинками в сторону линии соприкосновения, обходя наши блокпосты.
Другой изыск. Это обстрел из минометов нашего разведчика Егора после того, как немцы засекают работу радиостанции в этом районе. При всей сокрушительности минных разрывов странно, что немцы на своей территории не послали солдат проверить местность, которую обстреляли. Не очень -то им и надо было ловить вражеского радиста? Наш самолет из-за линии фронта прилетел за Егором быстрее.
Кажется, в Катюше впервые для российского кино звучит тема отравляющего вещества зарина. Его немцы разработали ещё в 1938г. И хотя зарином были начинены снаряды, нацисты так и не применили его в войне. Основная версия состоит в том, что они побоялись ответного применения химического оружия союзниками. В нашем кино выдвинута нетривиальная художественная версия, что это мы уничтожили склады с этими снарядами, чем предотвратили их использование.
На один перл сериала меня навел комментарий читателя (см. в отзывах). Особист Сенченко говорит капитану СМЕРШ Сироте: "Видите ли, мы не СМЕРШ". Шутка в том, что в апреле 1943г. особые отделы НКВД в соединениях РККА (здесь в дивизии) были преобразованы (заменены) СМЕРШ НКО. Поэтому Сенченко осенью 1944 тоже из СМЕРШ, хотя на экране он это отрицает.
Еще одна особенность сериала – это бесконечная осень. Ранение ножом в селезенку Катюша получает 7 ноября, 5 серия начинается 13 ноября – на седьмые сутки после ранения. Врач говорит Катюше о длительном лечении, а она мигом направляется на свидания с полковником Мухиным и вскоре вообще в строю.
Переговоры особистов, или смершевцев с апреля 1943г. с отделом кадров 4 Украинского фронта по поводу брата капитана Хруля происходит очень быстро, как будто уже наступила эра интернета и электронных баз данных. Так никакой зимы в сериале зритель и не дождется. Все события произойдут до снега. Отвергнутая Егором, в чём-то шебутная Галина героически погибнет, спасая его. А Катюша найдет своё счастье. В принципе всё правильно, так и должно быть в классическом сценарии. Если б не было войны, было бы, возможно, иначе.
Признателен за лайки. Душин Олег (с), журнал №176 Друг Истории, анонсы публикаций можно видеть на Tелеграмм канале Друг Истории.
Материал включен в подборку Военные фильмы канала Друг Истории
про собак см. также