Найти в Дзене
Вот Как!

Зачем тянуть судно по суше на рельсах? История и инженерия Эльблонгского канала

Оглавление

Один из удивительных водных каналов находится на территории современной Польши. Эльблонгский канал протянулся на 82 километра и известен участком длиной 9,6 километра, который суда преодолевают посуху.

Этот гидротехнический проект оказался дороже Эйфелевой башни. Что он из себя представляет, зачем понадобился и почему оказался таким дорогим и сложным?

Выход к морю для Прусских озёр

Канал соединяет крупную систему озёр в районе городов Илава и Оструда (Илавское поозёрье) с Балтийским морем и выходит в Вислинский (он же Калининградский) залив близ города Эльблонг.

Проект канала был разработан и осуществлён в первой половине XIX века, ещё до вхождения Пруссии в состав единого Германского государства в 1871 году. Польше же достались земли, на которых расположен канал, от Германии по Потсдамскому договору в 1945 году.

В XIX веке не были развиты такие современные виды транспорта, как железнодорожный, автомобильный и авиационный, и именно поэтому канал имел большое торгово-экономическое значение для Пруссии.

Проект канала: сложности и решение

Идея о соединении Илавского поозёрья с Балтикой возникла задолго до фактической постройки Эльблонгского канала.

Однако всё упиралось в тот самый десятикилометровый участок с перепадом высот в 100 метров: возводить в этом месте шлюзы было невозможно.

Решение нашлось у прусского инженера Якоба Георга Стеенке. Однако его проект, разработанный в 1825 году, не решались финансировать ни государственные структуры, ни частные лица, ведь итоговая стоимость такого строительства оценивалась в 77 тонн золота – дороже, чем возведенная в 1889 году Эйфелева башня.

Инвесторов не находилось целых 19 лет, пока наконец в 1844 году Стеенке не добился аудиенции у короля. Высочайшее одобрение проекта было получено, однако даже после этого для перехода к фактическим работам потребовались ещё четыре года.

В 1860 году канал был готов: прорыт его основной ход и ответвления, сделаны необходимые насыпи, понижен уровень озёр и возведены шлюзы на некоторых из них.

Для преодоления десятикилометрового сухого участка по проекту Стеенке спроектировал уникальную систему, состоящую из пяти судоподъёмников, которые перевозят суда на платформах по железной дороге.

Эти судоподъёмники действуют по принципу наклонных лифтов с канатной тягой и приводятся в движение гидравлическими механизмами, которые сохранились и действуют с момента постройки канала до нашего времени.

Эльблонгский канал сегодня

Через канал могут проходить небольшие суда с водоизмещением до 50 тонн – это соответствует классу, который в России неформально называют «речными трамваями». Такие пассажирские суда работают в экскурсионном режиме или как общественный транспорт на коротких маршрутах, вмещают до 200 пассажиров и развивают скорость до 60 км/ч.

Эльблонгский канал, к настоящему времени сменивший свою основную функцию с транспортной на экскурсионную, остаётся открыт и для частного водного транспорта – яхт и катеров. Эта инженерная система носит статус памятника истории и входит в список семи чудес Польши.

Понравился материал? Посмотрите подборку:

Архитектура, транспорт, инженерия | Вот Как! | Дзен