Много сотен тысяч сдали экзамен. Кресты — не железные — деревянные — вот их аттестаты зрелости. Мы не собирались обучать берлинских кретинов. У нас были свои дела и своя жизнь. Роль педагогов нам навязали. Они обязательно хотят изучить русский язык. Наверно, они мечтают о карьере гаулейтеров, надсмотрщиков, тюремщиков и сборщиков податей. Первый краткосрочный курс закончен. Отсталые подвергнутся дополнительному обучению. Пока не поймут...
Переворачивая листы истории невольно ловишь себя на мысли, что история развивается по спирали. И те, затаённые обиды, запертые в пыльных шкафах на западе, передаются с генами потомкам. Теперь они ищут реванша сегодня...
Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 1 октября 1941 г., среда:
Уроки русского языка
В Берлине открыты краткосрочные курсы русского языка: какие-то ловкачи обещают научить немцев в сто уроков русскому языку. На курсах русский язык своеобразен. Имя существительное? Курица, староста, реквизиция, порка, виселица. Глаголы? Брать, пытать, расстрелять, закопать.
Вряд ли за сто уроков тупоумные берлинцы научатся даже этому ограниченному словарю. Но нужно сказать, что на фронте они кое-чему научились. Сто дней и сто ночей учили их русские языку орудий и пулеметов. Это единственный язык, который понятен молодым гитлеровцам, не считая языка авиабомб, мин, гранат и винтовок.
После ста уроков самые способные сдали экзамен: лежат в земле или сидят в лагерях для пленных. Об их достижениях свидетельствуют письменные работы.
Вот что писал 10 сентября фельдфебель Гуго Редер (пол. почта 29654 В) своему приятелю фельдфебелю Андреасу Лейхту: «О, ужас! Кто в Польше мог бы подумать, что через два года будет еще хуже? Вчера при переправе через Днепр я насчитал 103 немецких могилы. Такого злого врага мы еще не имели. Кроме того не видно конца»...
Тот же фельдфебель пишет 10 сентября своей возлюбленной Эльзе Бауер:
«Небритый, грязный, голодный сижу и думаю о тебе. Кругом — пустыня. Никогда в Россию — вот моя клятва! По сравнению с Россией Польша была золотом».
Этот фельдфебель бесспорно проявил успешность. В Польше он еще был приготовишкой. У нас его подучили. Солдат Урбан Мюдлер (пол. почта 29654 В) в Польше не был. Его послали во Францию, а потом к нам. Он пишет 6 сентября:
«Теперь мне определенно приходится переживать больше, чем во Франции. Я там и не понимал, как мне было хорошо. Вы не можете себе представить, что здесь происходит. Я никогда не забуду русской артиллерии»...
Этот тоже сдал экзамен, вызубрил, сам говорят, что никогда не забудет.
Ефрейтор Теодор Гайнц (пол. почта 29654 В) — один из первых учеников. Он пишет 12 сентября:
«Бросается в глаза, что среди нас и старики и юнцы. По-моему, берут всех без разбора, лишь бы воевать. Повсюду немецкие могилы. Мне пришлось пережить здесь не один тяжелый день. Иногда я себя чувствую конченным человеком. Нервы больше не выдерживают, становишься совсем оголтелым. Если бы, наконец, все это кончилось! Ведь после войны снова останешься тем же ослом, что и до войны. Я просто не могу передать, что со мной. Русские нас все время обрабатывают тяжелыми бомбами. Это невыносимо»!..
Ефрейтор Теодор Гайнц оказался нередкость способным: после «обработки» бомбами он даже понял. что он — осел. Это — отличник.
Учатся не только солдаты, учатся и офицеры. Дневник лейтенанта Иосифа Кассинга (пол. почта 12337 Е) — целая дипломная работа. Лейтенант вначале беспечен. Он занят одним: как совместить богословскую кафедру с работой на случном пункте. Он пишет:
«Что со мной будет? Я ведь намеревался изучать богословье. Но как только я вернусь домой, я перепорчу всех девушек. Это первое, что я сделаю».
Он еще глуп и несведущ. Уроки впереди. И вот начинается обучение русскому языку:
«С другим чувством я пошел на эту войну. Не как на войну с Францией... Меня мучает мысль, что меня убьют.
Много немецких могил и много еще непогребенных немцев. Ах, это ужасно!.. Во Франции было не так...
Русские с утра шлют нам привет. Каждую минуту они стреляют. Боже, что же это такое?
Русские опять обстреляли нас сильным артиллерийским огнем. У нас большие потери.
Я подготовил свой окоп и выложил его соломой. Мне хотелось спросить других: «Видели ли вы когда-нибудь человека, который сам себе выкопал могилу. Боже, помоги мне! Я не могу больше этого слышать, не могу!..»
Лейтенант Иосиф Кассинг тоже не зря провел три месяца на нашей земле. Этот жеребчик стал слезливым и сантиментальным. Он столько наслушался снарядов и бомб, что поумнел, понял, что немецкая армия роет себе у нас могилы.
Много сотен тысяч сдали экзамен. Кресты — не железные — деревянные — вот их аттестаты зрелости. Мы не собирались обучать берлинских кретинов. У нас были свои дела и своя жизнь. Роль педагогов нам навязали. Они обязательно хотят изучить русский язык. Наверно, они мечтают о карьере гаулейтеров, надсмотрщиков, тюремщиков и сборщиков податей. Первый краткосрочный курс закончен. Отсталые подвергнутся дополнительному обучению. Пока не поймут...
Честь и слава учителям: нашим артиллеристам и летчикам, всем бойцам Красной армии. Они учат и научат. (Илья ЭРЕНБУРГ).
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Президентскими грантами, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1941 год. Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.