«Библия говорит, что Бог создал человека по Своему образу, но я думаю, что мы создаем и переделываем его в соответствии с представлениями, которые удовлетворяют наши постоянно меняющиеся нужды. Интересно, знает ли Он об этом? И хочет ли он об этом знать?»
1537 год оказался непростым для английских монахов.
Правительство обвинило их чуть ли не во всех бедах страны и принялось энергично упразднять монастыри, отнимая имущество и земли и перераспределяя их в пользу «заинтересованных лиц». Главным идеологом этого процесса служил лорд Томас Кромвель — государственный секретарь Англии.
Упразднение монастырей далеко не всегда шло гладко — время от времени недовольные монахи давали отпор представителям власти. И вот нечто вопиющее произошло в монастыре Скарнси — посланник лорда Кромвеля, эмиссар Синглтон, был обезглавлен прямо в святой обители. Сразу после его смерти исчезли несколько ценных реликвий.
Кромвель отправил в Скарнси горбуна Шардлейка — хитроумного адвоката и детектива, который, несмотря на внешний недостаток, сумел достичь выдающихся карьерных высот и завоевать доверие госсекретаря.
Убийцу нужно было найти «уже вчера», и Шардлейк отправился в Скарнси в компании своего помощника Марка Поэра с твердой уверенностью, что монахи наверняка уже сами определили виновного, и всё, что останется Шардлейку — арестовать убийцу и доставить его в тюремную камеру.
Однако, вскоре Шардлейк узнал, что дела обстоят иначе: монахи так и не смогли понять, кто посмел совершить столь ужасный поступок.
Шардлейк принялся за расследование, но тревога за собственную жизнь не покидала его — ведь где-то здесь, за монастырскими стенами, притаился кровожадный убийца…
Я прочитала роман «Горбун лорда Кромвеля» в рамках марафона исторических романов на канале Библио Графия. @bibliography
Персонажи
«— У меня есть право самому решать свою судьбу!
— Нет, Марк, нет у тебя такого права. У тебя есть только обязанности»
- Мэтью Шардлейк — суровый горбатый средневековый мужчина. Он логичен, последователен в своих действиях и чрезвычайно упорен, но эти качества иногда оборачиваются против него. Шардлейку не хватает гибкости и эмпатии, и порой он слишком твердолоб, чтобы признать свою неправоту. В общем, интересный персонаж с потенциалом для развития.
- Марк Поэр — помощник Шардлейка. Он совсем молод, и ему свойственны наивность и юношеский максимализм. Отец Марка работал на ферме отца Шардлейка и, когда сын вырос, попросил детектива подыскать ему работу в Лондоне. Шардлейк взял Марка под свою опеку и твердо решил обеспечить юноше безбедное будущее. Впрочем, Марк оказался не так уж этому рад. Обостренное чувство справедливости и излишняя эмоциональность мешали юноше достичь успеха на государственной службе, и Марк желал поскорее вырваться из этих оков.
- Монахи. В монастыре было 7 старших монахов, и К. Дж. Сэнсом наделил каждого из них характерными чертами и пороками. В начале романа автор противопоставлял суеверных служителей церкви логичному материалисту Шардлейку, но ближе к финалу оказалось, что на самом деле у них не так мало общего.
Плюсы романа
«Нет такого закона, который заставит нас сдаться!»
- Исторические детали. Сэнсом рисует яркий портрет эпохи, о которой мы так мало знаем. После прочтения «Горбуна лорда Кромвеля» хочется прочитать еще что-нибудь о Позднем Средневековье.
- Приятные персонажи. Героям романа легко сопереживать, и их мотивация понятна современному человеку.
- Несколько виновных. Бывало ли у вас такое: вы дочитываете детективный роман, узнаёте, что «убийца — дворецкий» и испытываете легкое разочарование, потому что ждали чего-то большего? К «Горбуну лорда Кромвеля» это точно не относится. В финале романа тайны раскрываются одна за другой, и мы узнаем всё новые и новые подробности о преступлении.
- Атмосфера. Едва Шардлейк и Поэр прибыли в Скарнси, началась страшная метель, которая отрезала монастырь от остального мира. «Горбун лорда Кромвеля» — это камерный роман: убийца и детектив находятся в общем замкнутом пространстве, и мы с нетерпением наблюдаем, кто кого поймает первым.
Недостатки романа
«Такое впечатление, словно в этом мире люди только и ищут жертв и козлов отпущения. Особенно ярко это проявляется в тяжелые времена, когда в обществе обостряется напряжение»
- Дебют автора. Я бы не стала добавлять этот пункт, если бы не прочла недавно «Зиму в Мадриде» от того же автора. «Горбун лорда Кромвеля» талантливо написан, и всё же он слабее, чем последняя работа Сэнсома. Но лишь доказывает, что за годы писательской карьеры он сделал серьезный прогресс!
- Подача экспозиции. Само собой, подавляющее большинство читателей не слишком осведомлены об истории Англии, стало быть, их надо ввести в курс дела. Сэнсом использовал для этого в том числе диалоги, и… У меня была с ними небольшая проблема.
Иногда персонажи рассказывали друг другу вещи, которые оба знают, потому что живут в одном месте и в одно время. Такие разговоры казались неестественными, но, к счастью, они закончились сразу же, как детективы прибыли в Скарнси.
Итог
«Преданность своему государству и своей нации нередко оборачивается ненавистью ко всем прочим государствам и нациям»
«Горбун лорда Кромвеля» — увлекательный и атмосферный детектив, посвященный вере в широком смысле слова. Может ли она служить гарантом добродетели человека? В чем разница между преданностью религиозным догматам и слепым следованием государственной идеологии? Чем мы готовы пожертвовать, защищая свои убеждения? Имеем ли мы право навязывать их другим людям?
Эти вопросы, наверное, будут актуальны всегда, и поэтому «Горбуна лорда Кромвеля» так увлекательно читать.
К. Дж. Сэнсом прекрасно передал дух, атмосферу и быт эпохи Позднего Средневековья. Его роман похож на путешествие в машине времени.
Язык автора легкий и образный, а сюжет построен так, что отложить книгу в сторону просто невозможно! «Горбун лорда Кромвеля» однозначно не оставит равнодушными как любителей детективов и исторический прозы, так и поклонников других жанров литературы.
«Неудивительно, что люди испытывают непреодолимый страх перед мировым хаосом и разверзшейся в потустороннем мире бездной. Чтобы успокоить и убедить себя, что нам ничего не грозит ни в этом мире, ни за его пределами, чтобы объяснить себе страшные тайны бытия, мы начали утешать себя иллюзиями.»
———————————————
Навигация по циклу
- Следующая книга: «Темный огонь»
———————————————
📚Издательство: «Азбука»
📚Количество страниц: 576
📚Возрастное ограничение: 16+
———————————————
❓Любите ли вы исторические романы?
❓Говорят, что сюжетные ходы в классических детективах давно устарели и не могут удивить современного читателя.
Согласны ли вы с этим? Что для вас увлекательнее: классический детектив или новинка жанра?