Найти в Дзене
MotoLady: туризм

Таджикистан: цены, бензин, жилье

1. На погранпункте, что находится между Самаркандом и, условно, Душанбе наши мотоциклы даже не досматривали. При оформлении документов нужно оплатить транспортный налог - 10$. Так как долларов у нас не было, мы платили рублями: с 1000 сдача 20 сомони. 2. Валюту лучше менять на границе. После Казахстана и Узбекистана, где надо умножать на 5,5 (условно) или хотя бы 5 и 140 соответственно, тут надо делить. На 0,140.
3. Бензин 92 стоит от 8,4 сомони в крупных городах. На Мургабе - 11. В принципе, проблем с АЗС нет. В Мургабе заправят из "ведра".
4. Жилье в среднем от 100 сомони с человека. Один приём пищи около 50, но нет предела совершенству. В Калай Хумбе жилье 130 с человека, а в Хороге в трехзвездочной гостинице по 200 с человека или номер "люкс" за 500 и 600 сомони на двоих. Но оно того стоит!
5. Дорога на перевал Ак-Байтал идёт от Душанбе, Куляб, Калай Хумб, Хорог и Мургаб. Трасса идеальная до КХ. (Но есть и более сложный вариант, можно ознакомиться тут). Затем 240 км бездорожья

1. На погранпункте, что находится между Самаркандом и, условно, Душанбе наши мотоциклы даже не досматривали. При оформлении документов нужно оплатить транспортный налог - 10$. Так как долларов у нас не было, мы платили рублями: с 1000 сдача 20 сомони.

2. Валюту лучше менять на границе. После Казахстана и Узбекистана, где надо умножать на 5,5 (условно) или хотя бы 5 и 140 соответственно, тут надо делить. На 0,140.

3. Бензин 92 стоит от 8,4 сомони в крупных городах. На Мургабе - 11. В принципе, проблем с АЗС нет. В Мургабе заправят из "ведра".

4. Жилье в среднем от 100 сомони с человека. Один приём пищи около 50, но нет предела совершенству. В Калай Хумбе жилье 130 с человека, а в Хороге в трехзвездочной гостинице по 200 с человека или номер "люкс" за 500 и 600 сомони на двоих. Но оно того стоит!


5. Дорога на перевал Ак-Байтал идёт от Душанбе, Куляб, Калай Хумб, Хорог и Мургаб. Трасса идеальная до КХ. (Но есть и более сложный вариант, можно ознакомиться
тут). Затем 240 км бездорожья, приправленного ремонтами и взрывными работами в горах. Из-за этого участки трассы перекрывают на несколько часов. Прежде, чем выезжать на Хорог, уточните у местных часы перекрытий. В мае на первом участке это было с 8:00 до 12:00, а на втором уже до 13:00. Мотоциклы часто пропускают, но под колесами часто лежат огромные камни, которые осыпались после взрывов.

-2

240 км - это восьмичасовой переход вдоль реки Пяндж.

6. По воскресеньям в Таджикистане люди не работают, почти все. Магазины и заправки функционируют, а вот общепит в Хороге был закрыт. Ни Мир плова, ни ресторан в гостинице еду нам не выдали. Как сказал товарищ, "по воскресеньям таджики сидят дома".

7. Дети. Как только проезжает мотоцикл, со всех сторон слышны визги и они гурьбой высыпаются на обочину. Кто-то машет и улыбается, кто-то выбегает на дорогу и тянет руку (чтобы вы по ней хлопнули). Некоторые бросаются чуть ли не под колеса. А есть экземпляры, которые бросаются камнями, орехами, мячами. Все эти предметы попадали в мотоциклистов из нашей команды.

неПутевый и таджикские дети)) Дети в школу ходят в форме. Все.
неПутевый и таджикские дети)) Дети в школу ходят в форме. Все.

Дети кричат "Hello".. и от этого "хэллоу" через несколько дней уже начинаешь психовать (наверное, потому что часто это слышишь перед тем, как в тебя полетит камень).

8. Помыть ковер и положить его сушиться на асфальт на трассе - в порядке вещей.

9. Баранов, а также ослов, которые несут поклажу, гонят прямо по дорогам. От этого нередки "пробки". Пастушьи собаки часто кидаются на мотоцикл. Домашние животные часто пасутся, отдыхают, ходят по обочинам и самой проезжей части. Аккуратнее.

10. В кишлаках на "белых" туристов смотрят с интересом, многие местные вступают в разговор. Мужчины уважительно с женщинами разговаривают на "Вы".

11. На серпантинах или просто в поворотах местные едут по самой прямой траектории. Зачем ехать по своей полосе и крутить руль?) Просто надо к этому привыкнуть. Ближе к крупным городам культура вождения становится все более отвратительной. Так, под Душанбе местный "мужик" остановился, чтобы доказать мне, какой он крутой водила, а я не поняла, что на перевале в подъем я обязана его пропустить. Даже продемонстрировал свои лингвистические навыки, сказав, "русский свиня". Что ж, был окрещен козоебом, но, его это, видимо, устроило, так как после этого сел в свою Тайоту и удалился. Вот тебе и уважение к женщинам в бедных кишлаках, а вот и городские таджики при бабле.

12. В целом, чем дальше от цивилизации, тем лучше и добрее люди. Сколько раз на трассе останавливались машины, чтобы спросить, все ли хорошо у мотоциклистов. А когда ребята стояли с пробитым колесом, останавливались, оставляли воду. Всегда предлагают лепешки.

13. О еде в Таджикистане. Главная еда, судя по всему, это лепешки. Их приносят всегда и по многу. Женщины несут большие сумки с ними.

Но готовить тут не умеют катастрофически! Прям совсем. Самая вкусная еда - это только в кафе и ресторанах, которые специализируются на приеме гостей. На Памире встретился один такой. Ресторан при гостинице Памир Пэлас в Хороге.

Вся остальная еда - невозможная. В чайхоне на трассе М-41 остановились, чтобы пообедать. В меню манты по 25 сомони. Это тесто и в нем бараний жир крупными кусками. Заявленную говядину в них положить забыли. Это был самый отвратительный обед за последние несколько лет...

14. Таджикистан - страна перевалов и тоннелей. Именно тут находится "Тоннель смерти": 5 км проезд в горе, в котором нет вытяжки. При этом, под Душанбе есть еще один тоннель протяженностью около 5 км, который достроен и сдан в соответствии со всеми нормами.

-4

Если вспомню еще какие-то нюансы, буду дописывать в этот текст.