Найти в Дзене

Гусь-Хрустальный – обзор уникальной выставки на которую вы уже не попадете

Оглавление
Георгиевский Собор в дымке от лесных пожаров. Он же музей хрусталя. 1999 год.
Георгиевский Собор в дымке от лесных пожаров. Он же музей хрусталя. 1999 год.

По волнам моей памяти или путешествие из прошлого в настоящее

Статья делится на две части. Ностальгические воспоминания автора о былом Гусь-Хрустальном и обзор недавней выставки известного художника Владимира Касаткина (тут)

Часть первая. По волнам моей памяти

«Когда это было, когда это было, во сне, наяву?» Первый раз я побывал в этом небольшом городке Владимирской области еще в прошлую эпоху — летом 1999 года. Общество тогда еще не успело окончательно помешаться на потреблении и даже представить себе не могло, что вещи и еду в скором времени можно будет заказывать на дом по приложению в телефоне, да и сами телефоны, былинные Сименсы и Нокиа, использовались исключительно, как средства связи. На сто долларов, если они у вас имелись, можно было съездить в двухдневное путешествие в какой-нибудь город Золотого кольца, останавливаясь в номерах категории люкс, питаясь в ресторанах и не обращая внимания на цену билетов в музеях.

Люди были намного проще, особенно в таких городках как Гусь-Хрустальный, да и говорили по-другому. Чего стоит сцена в автобусе, в водительскую дверь которого пытался влезть подвыпивший мужичок. Он слезно умалял:

— Друг, пАдвЯзи!

— Не пАдвЯзу, — отфутболивал его шофер.

— Ну пАдвЯзи, трудно что лЯ!

— ЗабЯсплатно не подвЯзу, пАшел ты на…

Помню, как при въезде в Гусь-Хрустальный я был восхищен красотой русской женщины в ослепительно белом платье. У вокзала тогда располагался небольшой парк с детскими аттракционами и эта длинноволосая роскошная дама, словно греческая богиня из древних мифов, парила над землей на огромных качелях-кораблике, встречая гостей и озаряя мир своей улыбкой. А ее роскошные светлые волосы и складки платья, словно полы древнего хитона, развивались в такт движению. «Золотая, цвета солнца, кожа тоненькие каблучки, локон волос из шелка, складки платья легки…»

Удивило то, что автомобили на улицах Гуся, практически отсутствовали. Жители передвигались в основном на велосипедах, либо пешком. Настоящий рай для человека, ищущего отдохновения от благ цивилизации. Жара в те дни стаяла адская — дожди куда-то запропастились, и как часто бывает в таких ситуациях, пожары: лесные, торфяные и прочие не заставили себя долго ждать. Город окутывал дым, едкий и плотный. Видимость составляла не более десяти метров. Я шел в неизвестность, а деревья, здания и люди на короткий промежуток времени причудливо выплывали из сероватой дымки и снова бесследно исчезали.

Навигаторов тогда еще не придумали и приходилось ориентироваться по бумажной карте, ощущая себя штурманом воздушного лайнера, прокладывающего путь в плотных слоях облачности.

Городское водохранилище. Запруженная река Гусь. 1999 год.
Городское водохранилище. Запруженная река Гусь. 1999 год.

При взгляде на окутанные пеленой тучные просторы городского водохранилища, уходящего в туманную даль, вспомнилось:

«Над озером, средь ив плакучих тая,

Вставал туман, как призрак самого отчаянья.

И жалобой его казались диких уток пересвисты,

Друг друга звавших над травой…»

И вдруг, о чудо, из дымки, прямо на меня выплыли самые настоящие царские палаты, словно из сказочного мира, к созданию которого приложил руку кто-нибудь из знаменитых иллюстраторов, Билибин или Васнецов...

Царский дворец, Билибин.
Царский дворец, Билибин.

Я опешил, не ожидая увидеть такой красоты! Путь горделиво преграждал слегка потрепанный временем терем из красного кирпича, отделанный белым камнем с мозаичной фреской Георгия Победоносца над боковым входом. Это был музей хрусталя. Тогда в городе, основанном братьями Мальцовыми, вовсю еще дымил трубами созданный ими же завод, а люди еще хранили в сервантах бабушкины и мамины коллекции хрусталя, не смея отнести их на барахолку…

(Листайте влево)

Прошло почти четверть века, но каждый раз при упоминании о Гусь-Хрустальном, в памяти всплывал именно этот образ сказочного города, прячущего свои тайны в волшебном тумане, и открывающего их любознательному путнику лишь на короткий миг. Однажды я не выдержал и решил вернуться. Вернуться в сказку. Но как говаривал Гераклит: «Дважды тебе не войти в одну и ту же реку». Время течет, меняется жизнь вокруг нас. Изменился и Гусь-Хрустальный. На месте детского парка с аттракционами у вокзала теперь заброшенный пустырь. Качели-кораблики давно снесены. Повсюду снуют машины. Их так много, что кое-где невозможно даже перейти улицу, не дождавшись зеленого светофора. Озеро показалось не столь уж большим, а завод хрусталя сжался до минимума. Он по большей части пришел в упадок и выпускает продукцию небольшими партиями на заказ. Люди стали быстрей, современней и лучше одеты. Почти пропало в обрывках фраз прохожих умилительное яканье и аканье. Да и прекрасную женщину в белом, греческую богиню, парящую над землей, я так и не встретил.

"Ничего никогда не узнал я,
И не у кого спросить.
Ничего не прочёл в газетах,
Да и что они могут сообщить?
Про ту, с золотистой кожей,
На тоненьких каблучках.
С волосами из шелка,
С улыбкой на детских губах..."

Сказка так и осталась где-то внутри…

Часть вторая. Обзор выставки В. Касаткина

А теперь расскажу о посещении экспозиции Гусевского музея хрусталя и выставке В. Касаткина в наши дни.

Хочется отдать должное администрации Владимирской области. Из Георгиевского Собора, архитектором которого является небезызвестный Л.Н. Бенуа, здания в котором расположена Мекка российского хрусталя, власти сделали конфетку.

Георгиевский собор. Начало 20 века. Из открытых источников.
Георгиевский собор. Начало 20 века. Из открытых источников.

Пропала былая обшарпанность заброшенность и наплевательская небрежность, присущая многим памятникам архитектуры, особенно во Владимире (чего стоит экстерьер и внутреннее убранство Успенского Собора, увиденного мною осенью 2022 года).

Музей в наши дни. Из открытых источников.
Музей в наши дни. Из открытых источников.

Сама экспозиция выглядела современно и интересно, уходить не хотелось. Из динамиков лилась тихая романтическая классика, сверху падало приятное и достаточное для осмотра освещение, идеальная отделка интерьера. Бережно восстановленные фрески, яркие и захватывающие. А ведь расписывал храм сам Васнецов! Стекла витрин блестели, а хрустальные экспонаты не были покрыты пылью истории, и их разноцветные грани излучали благородные блики. Об этой экспозиции немало написано и отснято. Не буду вставать в длинную очередь воспевателей ее красот, а расскажу вам о посещении другой выставки, проходившей в стенах этого же музея осенью 2022 года.

Рекламный флаер выставки.
Рекламный флаер выставки.

Итак, немного об авторе. Знающие люди пишут о нем следующее:

«Владимира Касаткина по праву называют мерилом эстетического и технического уровня Гусевского хрустального завода. Творчество художника опирается на глубокое знание технологических процессов, секретов обработки и специфики материала. Основа этих знаний – огромный опыт и освоение всех звеньев производства, от мастера-алмазчика до художника-профессионала.

Художник обладает широчайшим творческим диапазоном. Он спроектировал десятки образцов сувенирной и массовой продукции. И в то же время, в совершенстве владея техникой гранения, гнутого формообразования, используя оригинальную авторскую технику декорирования (сочетание пескоструйной обработки и гравировки) Владимир Касаткин создает авторские произведения уникального плана. Его творчество – это стремление сохранить накопленные за века традиции старейшего в России Гусевского хрустального завода (основан в 1756 г.) и создать принципиально новое в искусстве стекла. На выставке представлены произведения художника 1973–2022 гг.» (информация с сайта vladmuseum.ru)

Касаткин в 70-е годы
Касаткин в 70-е годы
Касаткин с отцом. 80-е годы.
Касаткин с отцом. 80-е годы.
В. Касаткин в наши дни. Из открытых источников.
В. Касаткин в наши дни. Из открытых источников.

От себя хочется добавить, что Касаткин не просто мерило эстетического уровня Гусевского завода, он просто гений. Причем гениальность его планетарного масштаба. Так гармонично изогнуть, надуть, разукрасить, придать огранку и обрезать хрусталь под силу не каждому мастеру на земле. То, что он творит со стеклом — это высший пилотаж и стоит потраченного на просмотр времени. Но довольно писанины, ведь лучше один раз увидеть, чем услышать сотню раз!

Изображения находятся в галерее. Вам остается только пролистать, и не забывать при этом наслаждаться красотой.

Спасибо, пытливый читатель! Ты осилил эту статью. Я буду благодарен, если ты поделишься своими впечатлениями, добавишь что-то свое или даже поругаешь меня. Любая реакция с твоей стороны — во благо! До встреч!