Так сказал великий русский писатель Николай Некрасов в своей поэме «Поэт и гражданин». Эти строки знал в советское время каждый грамотный школьник, не говоря уже про взрослых людей, и именно с этой точки зрения оценивался труд писателя и поэта.
Но вот пришло новое время, и уже более тридцати лет эти слова Некрасова преданы забвению. Все эти годы я, профессиональный педагог, удивлялась, как на тех поделках, которые в основном создает наша культура, можно воспитать гражданина, способного в тяжелую для страны минуту встать и защитить ее, жертвуя своей жизнью? В эти годы все патриотические проекты в литературе и киноискусстве сводились к прославлению подвигов отцов и дедов во время Великой Отечественной, а стойкость молодому поколению пытались привить, залив экраны ментовскими войнами с бандитами. Моральный облик россиянина формировали на фантастической и мистической литературе, а также комиксах низкого пошиба.
И вот грянул февраль 2022 года.
«Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать», -
сказал Некрасов в своей поэме, как будто обращаясь через 166 лет к нам нынешним, не проснувшимся и многого не понимающим. Спрашиваю у воюющего молодого офицера, почему так медленно идет СВО? Ответ для меня был ожидаемый: «Мы не знаем, за что воюем». А что может знать наш солдат 20 – 25 лет, если девять лет тому назад, когда началась война в Донбассе, он был еще школьником, а в школе, судя по опыту моего внука, ни слова не говорили ни об этой войне, ни о бандеровской идеологии, ставшей на Украине государственной. Никто не рассказал будущим защитникам суть этой идеологии, согласно которой независимость Украины возможна только после полного уничтожения москалей, т.е. нас с вами. Молодежь понятия не имеет о непростых отношениях русских и украинцев, им все эти годы внушали, что мы народы - братья. Зачем же тогда воевать с братьями? На федеральных каналах начиная с 2014 года политики заумно обсуждали возникшие проблемы, но кто из молодых это смотрит и слушает? Объяснять им проблемы можно было бы через фильмы и книги, однако они практически не снимались и не издавались.
Меня тема войн на постсоветском пространстве захватила еще в 90-е, когда гремела Чеченская война. Уже в 2012 году вышла моя первая книга «Кавказский роман», посвященная этой войне и изданная за свой счет. Переиздать ее не успела: грянула гражданская война в Донбассе, где я прожила долгие 45 лет, и не писать об этом я не могла. Уже в 2015 году вышла книга «В Одессу на майские» о трагедии, разразившейся 2 мая 2014 г. в Доме профсоюзов в Одессе. Вскоре пришлось сесть за написание новой книги «Взорванный Донбасс». В этих книгах я попыталась понятным для молодежи языком объяснить украинско-российские проблемы, рассказать о захлестнувшем Украину фашизме и подвиге Донбасса, взбунтовавшегося против него. Спасибо ректору питерского Политеха Рудскому Андрею Ивановичу, который издал эти книги в Пресс-Центре университета. Только распространять их через книжные магазины я не могла, для этого надо было быть членом Союза Писателей (СП).
Знающие люди отговаривали меня от намерения вступить в него, чтобы не быть униженной. Я не послушалась, и едва переступив порог Дома писателей, услыхала от председателя СП России господина Орлова, еще не взявшего в руки мои книги, мол, ходят тут всякие графоманы, а он на них должен тратить свое драгоценное время. Правда, потом, узнав, что я доктор наук и профессор, снизошел и послал на заседание секции прозы, где нашлись писатели, которые книги прочитали и одобрили, но глава секции господин А. Скоков пообещал, что мое заявление о вступлении в СПР будет рассмотрено не раньше, чем через два года. К тому времени война в Донбассе шла уже шесть лет.
Понимая, что книги надо распространять, кинулась в СП Санкт-Петербурга. Председатель секции военно-исторической прозы и литературы для юношества господин Прокудин, увидев их название, тут же отказался даже разговаривать со мной. В конце концов повезло, и мое заявление на вступление в СП СПб приняли в секции прозы, руководимой господином Алексеевым, и даже нашлось три писателя, которые дали мне рекомендации на членство. Однако не тут-то было. На общем заседании СП СПб меня покатили числом голосов 7:9. Противники обвинили меня в том, что я сама не воевала и знать темы не могу, да и слишком много в книгах диалогов. Сторонникам моим было ясно, что главная моя вина заключается в патриотической тематике книг, которую засевшие в СП либералы не признают. Так что получить деньги от государства на переиздание книг, как и распространять их через торговую сеть, видимо, мне не судьба. Написала заявки для написания сценариев к сериалам по этим произведениям и разослала их в два десятка киностудий. Только из одной пришло письмо: «На такой фильм не найти инвесторов», остальные промолчали.
Теперь надежда только на сайты ЛитРес и Проза.ру, где размещены книги и где уже зафиксированы тысячи их прочтений. Я ведь не за гонораром гонюсь, я хотела показать читателям, что схватка с фашиствующей Украиной была неизбежна, а ребятам, отправляющимся на фронт, дать возможность понять, что воюют они за правое дело.
Эта моя статья ответ нашему президенту на вопрос, который он недавно задавал деятелям искусства: «Где фильмы и книги о патриотизме?» Это и поддержка заместителя секретаря Совета безопасности Российской Федерации Олега Храмова, который открыто заявил о саботаже деятелями культуры темы СВО. Осталось только спросить у того и другого: «Вы власть в стране или нет?».
Понимаю, что СП – общественная организация, и может брать в свой состав, того, кого считает нужным, но вот, что должно сделать государство - так это проследить: какие произведения искусства финансируется за его счет, проповедуют ли они патриотизм или прививают российскому народу стыд за свою Родину и лепят из него откровенных моральных уродов. От государства должна быть заявка на поэта-гражданина, а не на беллетриста, пишущего, как выразился один из членов СП, «ни о чем».