Найти в Дзене

И - гостиница "Исеть"

Азбука Екатеринбурга. Выпуск 9

Жилой комплекс, впоследствии получивший название "Городок чекистов", строился в Свердловске в 1931—1934 годах по заказу ОГПУ. Здания расположились в квадрате, ограниченном улицами Луначарского, Первомайской, Кузнечной и Ленина. Авторами проектов зданий выступили И.П.Антонов и В.Д.Соколов. Главной целью строительства было расселение командного состава и создание новой жилой среды, сочетающей в себе жильё и культурно-бытовые помещения.

11-этажное здание подковообразной формы на углу проспекта Ленина и улицы Луначарского первоначально задумывалось как общежитие для одиноких сотрудниковНКВД и командированных. Первоначальное проектное название — «Дом образцового быта для малосемейных и одиноких».

Но в скором времени профиль общежития пришлось изменить из-за резкого роста числа семейных сотрудников. Объяснялось это просто: высокие зарплаты милиционеров, различные льготы, предоставляемые им, быстро движущаяся очередь на получение жилья делали молодых чекистов выгодными женихами. Уже в 1934 году руководство свердловского УНКВД было вынуждено выделить часть комнат в общежитии «Городка» для расселения молодых семей. В дальнейшем доля «малосемейщиков» в общем числе обитателей общежития только увеличивалась.

В полукруглом здании общежития было 100 жилых комнат. По расчётам архитекторов, в каждой комнате могло проживать до четырёх человек. Помимо жилых помещений в здании было несколько подсобных, в одном из которых находился местный радиоузел, осуществлявший ретрансляцию программ Всесоюзного Радио (некоторое время ещё и «Радио имени Коминтерна») и Свердловской радиостанции «РВ-5», также известной, как «Уральская областная радиостанция им. Свердлова». Кроме этого, радиоузел транслировал и свои собственные программы: радиогазету, расписание занятий клубных секций, анонсы лекций и меню обедов и ужинов столовой. Первое время все собственные программы читались живьём. Но затем, в конце 30-х, радиоузел получил германский магнитофон фирмы AEG-Telefunken, а в 1945 году уже отечественный магнитофон МАГ-2.

На первом этаже общежития располагался большой универсальный магазин, где можно было приобрести как продукты питания, так и промышленные товары: посуду, настольные лампы, люстры, одежду, обувь, игрушки, галантерею и парфюмерию. Фойе универмага в разные годы использовалось и для других целей. Здесь располагались избирательные участки, пункты приёма по оргнаборам, пункт записи добровольцев в годы Великой Отечественной войны. Здесь же работали пункт приёма писем и телеграмм, и приём заказов на ремонт или изготовление мебели. Артель по изготовлению мебели находилась в здании клуба.

Рядом был построен клуб, которому позднее присвоили имя Ф. Э. Дзержинского. Он имел четыре этажа вверх и один вниз. На «минус первом» этаже находились теплоцентр, прачечные, служебные помещения и стрелковый тир.

На уровне второго этажа здание клуба соединялись горизонтальным переходом со зданием общежития. По этому переходу обитатели 11-этажной «общаги» могли в любое время попасть в столовую фабрики-кухни, на лекцию, в секцию или кружок. Безусловно, это было очень удобно, особенно в осеннее-зимний период. Переход был не просто крытым, но и отапливаемым, что позволяло разместить вдоль его стен нечто вроде оранжереи или зимнего сада.

Городок чекистов
Городок чекистов

В 1958 году общежитие передали на баланс Свердловского горисполкома. За два года жильцов расселили, а само здание поставили на ремонт и реконструкцию. В 1962 году здесь была открыта гостиница. Сначала она называлась «Спорт», а затем гостиницу переименовали в «Исеть». Магазин «Спорттовары» тоже исчез с первого этажа бывшей общаги. На его месте появился ресторан. Гостиница «Исеть» предлагала гостям города 97 номеров, два конференц-зала, ресторан, кафе и буфеты.

После 1991 года гостиница «Исеть» проработала до 2002 года. В 2003-м её закрыли на реконструкцию, и открыли только три года спустя. Проработала она до 2013-го. Сейчас гостиница не работает. Официально она находится на реконструкции, однако, никаких сведений о том, как продвигаются работы, что сделано, и сколько ещё осталось сделать нет.

Так она и стоит. Закрытая, но не заброшенная. Памятник архитектуры федерального значения, который никто не реставрирует.

Надеюсь, не снесут...