Найти тему
Primavera

Раден

Раден — японский термин, обозначающий технику инкрустации перламутром или раковинами морских моллюсков изделия из дерева или лака. Техника раден пришла в Японию из Китая в период Нара (710-794), ее использовали для украшения ремесленных изделий в сочетании с другими японскими техниками, такими как маки-э (золочение пудрой).

Тебако (шкатулка для личных аксессуаров), инкрустированная перламутром с изображением гибискуса, хризантем и трав, дерево, лак, инкрустация золотом (маки-э), длина 25,4 см, начало ХХ века.

Существует несколько вариантов раден: ацугай-хо – с использованием толстых кусочков раковин, бусугай-хо – с использованием тонкого перламутра. В ацугай раден перламутровые вставки вырезают пилой, затем обрабатывают напильником, в бусугай раден элементы рисунка вырезают с помощью шаблона и специального пуансона. В обеих техниках на поверхности раковины часто выполняется тонкая гравировка, а в некоторых случаях задняя часть раковины окрашивается или облицовывается золотой фольгой. Перламутр большой толщины обычно инкрустируют в предварительно вырезанные углубления, а тонкий перламутр впрессовывают в слой лака или наносят с помощью клея.

Варигай-хо – это техника, в которой используется тонкий, не толще яичной скорлупы, перламутр с трещинами. Обычный метод создания таких трещин — наклеить ракушки на рисовую бумагу и обернуть бумагу вокруг палочки для еды. В технике макигай-хо раковины мелко дробятся и разбрасываются по фону.

-2

Фубако (шкатулка для документов), лак, перламутр в технике аогай, золочение маки-э, длина 23,5 см, XVII-XVIII век.

Техника раден часто использовалась для отделки предметов мебели. В Европе комоды и шкафчики из Японии, украшенные перламутром и позолотой, ценились как атрибуты уникальной роскоши. Японцы называли эти товары «лакированными товарами Нанбан», при этом Нанбан означал «Южные варвары», термин, заимствованный из Китая, а в Японии XVI века означавший любого иностранца, особенно европейца.

Самыми известными мастерами периода Эдо, работавшими в стиле раден, считаются Тосити Икусима, Тэбэй Аогая и братья Сомада.

-3

Лаковый кабинет Нанбан, высота 27,7 см, период Момояма, конец XVI века.

-4

Декор левой боковой панели кабинета, инкрустированной перламутром (раден) и золотом (маки-э).

-5

Декор правой боковой панели кабинета, инкрустированной перламутром (раден) и золотом (маки-э).

-6

Лакированный столик Нанбан, высота 35,8 см, период Момояма, начало XVII века.

-7

Декор столешницы, инкрустированной перламутром (раден) и золотом (маки-э).

-8

Редкий японский кабинет Нанбан на подставке из черного дерева, высота 58, 5 см, период Момояма (1573-1615), начало XVII века.

-9

Кабинет внутри и снаружи богато украшен позолотой, серебром и перламутром с изображением орнаментов, цветов и сцен с детьми, играющими в саду. За распашными дверцами скрыто двенадцать выдвижных ящичков, декорированных растительным орнаментом, характерном для Нанбан.

-10

Лакированный столик (остров Рюкю), высота 21,5 см, остро, период Эдо, XVIII век.

-11

Декор столешницы, инкрустированной перламутром (аогай раден) и золотом (маки-э), диаметр 33 см.

-12

Инро – коробочка для мелочей, которую подвешивали к поясу оби в традиционном японском костюме. Этот инро имеет два отделения, скрепленных шнуром.

В эпоху Мэйдзи, начиная с 1850-х годов лакированные изделия в стиле Сомада и Шибаяма с использованием техники раден в больших количествах экспортировались в Европу и Соединенные Штаты. Лак Сомада — стиль, изобретенный Сомадой Киесукэ в 1670-х годах, для которого характерны регулярные рисунки из мелко нарезанного перламутра, сусального золота и серебряного листа. Лак Шибаяма — стиль, изобретенный Шибаямой Сензо в 1770-х годах, характеризующийся инкрустациями лаковой поверхности различными материалами: перламутром, золотом, серебром, слоновой костью, кораллами, панцирем черепахи и керамикой.

-13

Шкатулка из слоновой кости, украшенная в стиле шибаяма, XIX век.

-14

Пара лаковых ваз в стиле Шибаяма, инкрустированные аогай раден, панцирем черепахи, кораллом и слоновой костью, высота 27 см, мастер Масасита, конец XIX века.

-15

Кабинет в стиле Шибаяма в серебряной оправе с лаковыми панелями, инкрустированными перламутром, окрашенной слоновой костью и панцирем черепахи, высота 16,3 см, мастера Масанага и Кунимицу, конец XIX века.

-16

Коробка с крышкой в стиле Шибаяма, лакированное дерево, перламутр, слоновая кость и коралл, длина 15,5 см, конец XIX века.

-17

Серебряное блюдо в стиле шибаяма, инкрустированное слоновой костью, перламутром и кораллом, диаметр 31,3 см, мастера Сюнрюсай и Мотохару коку, XIX век.

-18

Инро из золотого лака в форме луны в стиле шибаяма с изображением кроликов, приносящих дары божеству, сидящему на троне среди облаков, работы Шиничи, диаметр 9,3 см, XIX век.

-19

Деревянное лакированное панно с изображением обезьян на цветущей ветке, инкрустированное перламутром, золотым, коричневым, серебряным и черным маки-э, высота 76 см, мастера Шибафунэ и Какихан, конец XIX века.

-20

Инро из золотого лака в стиле шибаяма с изображением куропатки в стиле раден под ягодными кустами, инкрустированными кораллом, мастер Шокасаи, высота 8,5 см, XIX век.

Подставка для меча, отделанная золотым лаком с изображением птиц и цветущей сливы в стиле раден, высота 53 см, первая половина XIX века.

-21

Необычная шкатулка периода Мэйдзи в виде барабана, увенчанного петушком из слоновой кости, мастер Шинсуи, высота 13,2 см.

-22

Черный лаковый инро в стиле шибаяма с изображением пионов и бабочек, высота 8,5 см, XIX век.

-23

Окимоно (скульптурное украшение) в виде куропатки в стиле раден, инкрустированной тонированным перламутром, высота 7,7 см, конец XIX века.

-24

Инро из золотого лака с изображением петуха и цыпленка, работы Иицуко Тойо, высота 8,5 см, XIX век.

-25

Судзурибако (шкатулка для письма), золотой лак, инкрустация перламутром, длина 25 см, ХХ век.

-26

Кикеку (шкафчик для чайной церемонии Сенча), красный лак, листовой свинец, перламутр, ширина 62 см, мастер Есида Дзюнъитиро (1898-1969), 1941 г.