Найти тему

АНОНС!

Оглавление

Уважаемые мои читатели!

Дорогие подписчики канала “Великолепный век. Разные судьбы”!

Сегодня вечером, в обычное для моих повествований время, я опубликую первую главу очередной истории-фанфика по мотивам турецкого сериала “Великолепный век”. Новое повествование подобно рассказу о Разие-султан: существование главной героини не является неоспоримым фактом, а лишь вероятной версией.

Данная тема вызвала у меня интерес по двум причинам. Первая заключается в том, что, изучая исторические материалы при подготовке своих рассказов, я не раз наталкивалась на приведённые историками слова европейских послов в османской империи, например, такого содержания:”Джакомо Рагаццони в своём донесении венецианскому сенату от 1571 года: Шесть месяцев тому назад Синьор (султан Селим) в качестве знака любви сделал чебин, что означает, что он взял в законные жёны … черкешенку …” “Почему не венецианку?” – подумалось мне.

Людмила Евгеньевна Морозова,советский и российский историк, специалист по истории XIV—XVII веков, Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН пишет: “Брат Бекбулата (Бекбулат - астраханский царевич на службе у русского царя Ивана Васильевича, супруг черкешенки Алтынчач Темрюковны, родной сестры царицы Марии Темрюковны), Магмет находился в Турции. На его дочери был женат Селим - сын турецкого султана, который сам с 1566 г. стал султаном”. Как так?

Я не хотела вас запутать, а лишь сказать о том, что у Селима II, возможно, и вправду была любимая наложница-черкешенка Селимие, родственница знаменитой княжны Кученей, супруги царя Ивана Грозного. Была ли она женой султана Селима II, историки до сих пор не пришли к консенсусу.

Второй причиной, главной, стал огромный интерес к российско-османским отношениям, о которых я прочитала, углублённо изучая материал о невесте-черкешенке.

Турки и русские взаимодействовали веками, начиная с эпохи раннего средневековья, однако величайшие события их истории произошли во времена Османской империи, когда турки, взяв большую часть Восточной Европы, в том числе Крым, дошли до Кавказа и столкнулись с нарождающимся мировым центром силы – Московским царством.

Успехи молодой России сильно тревожили османов. К тому же на неё поглядывали поляки, шведы, англичане. Перед Московской Русью встала угроза колониальной зависимости.

Иван IV Васильевич, потомок Чингизидов и Рюриковичей,принявший в 1547 году титул царя, очень хорошо это понимал и делал всё возможное для защиты государства, в том числе он, оказывается, фактически стал отцом русской разведки.

В 1549 году он создал Посольский приказ, в функции которого входили не только контакты с иностранными государствами, но и создание одной из наиболее эффективных разведок того времени. “Свои” люди царя были внедрены повсюду. Русской разведке даже завидовали окружающие государства.

Сигизмунд II Август писал: “всего более заслуживает внимание, что московиты снабжаются сведениями о всех наших самых сокровеннейших намерениях, чтобы потом воспользоваться ими, чего не дай бог, на гибель нашим”.

Первый конфликт между русскими и османами разразился между 1568 и 1570 годами, когда турки и крымские ханы пожелали заполучить город Хаджи-Тархани, названный Астраханью после распада Золотой Орды.

Однако царь Иван Васильевич сказал, что «Астрахань наш» и сокрушил и крымчан, и турок, которые рыли канал, чтобы флот Османской империи мог подойти к городу.

Благодаря русской силе и самоотверженности южный сосед - Османская империя, неоднократно получала от Москвы по зубам, постепенно теряла своё могущество и захваченные территории.

В трудный период становления молодого царя реально поддерживала его вторая супруга Мария Темрюковна, дочь Темрюкского князя, в девичестве княжна Кученей. Она вела активную переписку со своими родственницами, находящимися в гаремах и Девлет-Гирея, и Ногайского бея, и османского султана Селима II. Добытые ею сведения были очень важны для московского царства.

О судьбе одной такой родственницы, черкесской княжны Гуашхун (имя княжны - моя версия), ставшей любимой наложницей султана Селима II, и пойдёт мой рассказ.

С глубоким уважением к вам, дорогие читатели,

Наталья Лаврукова