Найти тему
Салават Вахитов

Пять ключевых смыслов, которые помогут объяснить идею повести Чингиза Айтматова "Первый учитель"

Оглавление

"Первый учитель" Чингиза Айтматова открывается небольшим введением, после которого следует привычная экспозиция и история начинается. Вы не задавались вопросом, зачем оно здесь, это введение? А что бы изменилось, если бы его не было? Так ли оно важно?

В моей библиотеке повесть нашлась вот в таком издании. Люблю бумажные книги, да ещё и хорошо изданные.
В моей библиотеке повесть нашлась вот в таком издании. Люблю бумажные книги, да ещё и хорошо изданные.

Гипотеза моя такова, что хитрый автор в четырёх крохотных абзацах спрятал ключики к пониманию всего текста.

Что ж, гипотеза для того и существует, чтобы её проверить. Попробуем?

Для этого сначала "выудим" наиболее значимые смысловые элементы введения или, другими словами, "вычислим", на что - на какие детали, идеи - пытается обратить внимание читателя автор.

Так выудим или вычислим, можете спросить вы. Удить - значит в какой-то степени надеяться на удачу, а вычисление предполагает какие-то точные действия. Есть ли метод? Есть, конечно. Это метод оппозиций (любопытных отсылаю к "Основам фонологии" Николая Трубецкого).

Но чтобы найти смысловые оппозиции, необходимо выяснить, в каких семантических моментах пересекается весь текст с введением. Сложно? Для небольшой повести, как "Первый учитель", - не очень. Да и большой бы текст нас не испугал. Однако мы все равно поступим по-другому: сначала выудим предположительные концепты повести - те, что интуитивно посчитаем важными, а потом, при дальнейшем чтении, будем искать основания для сравнения с сюжетными элементами. Если основания не будет - гипотетический концепт отсеится.

А вдруг мы упустим изначально какую-то важную авторскую задумку? Ничего страшного: после того, как мы внимательно прочтём весь текст, пройдёмся снова по введению, и уже не с удой, а с сетью.

После таких вот незамысловатых размышлений выкладываю то, что наловил сам.

1. Ранняя летняя заря.

Почему во введении фигурирует утро? Почему художник всматривается в этюды и наброски в яснеющем голубоватом сумраке? Почему не в наступающем сумраке или при свете электрической лампы?

2. Художник.

Почему рассказчиком выступает именно художник? Почему не тракторист или агроном? Будут ли связаны смыслы повести с искусством? А с созиданием?

3. Картина.

Картина художника только начата. Есть только этюды и наброски. Судить о ней пока невозможно. Главное ещё не найдено. Художник не сторонник того, чтобы заранее говорить о незаконченной вещи, поскольку трудно угадать, каким вырастит ребёнок, который сегодня ещё в люльке.

4. Замысел.

Почему картина пока только в замысле, то есть в самом-самом начале работы, когда художнику только и приходится что бродить и думать, думать, думать? Почему художник изменяет своему принципу и делится с нами своими мыслями? Ах да, он сам и объясняет, что не может один объять огромную историю, которую решил изобразить. Почему же она такая огромная? Видать, целая эпоха.

5. Помощь.

Художник желает, чтобы люди помогли ему советом, подсказали решение, чтобы они стояли у мольберта и волновались вместе с ним. Что за бред? Не помню, чтобы хоть один художник желал этого. Модернист, наверное. Перформанс?

Вот, собственно, пять ключевых смыслов, которые - надеюсь на это - помогут объяснить идею повести Чингиза Айтматова "Первый учитель".

Я её ещё не прочёл, только начинаю чтение. Присоединяйтесь, проверим вместе, как сработают эти детали.