Найти тему
Две Войны

«Макарыч, принимай аппарат!»- известный эпизод фильма «В бой идут одни старики»: летали ли наши лётчики на немецких самолётах?

В Екатеринбурге на плакате к 75-летию Победы распечатали архивный снимок с немецким «Мессершмиттом» и подписали его: «Чтим». Таким сомнительным крупноформатным плакатом украсили фасад Дома офицеров. Когда наблюдательные любители истории заметили этот ляп, и начали разбираться – оказалось, что на снимке «наш, советский» «Мессершмитт». Трофейный.

Бо́льшую часть войны самолет со скандального плаката помогал нашим воздушным разведчикам. Авиационный механик Черноморского флота Давид Симонов вместе с бригадой собрал из деталей нескольких сбитых или вынужденно севших «Мессершмиттов» один целый немецкий истребитель, в «бодром» рабочем состоянии.

Самолёт «Ме-109» был облётан и допущен к эксплуатации. С ним Симонов объездил несколько фронтов – потому что только его бригада его и могла обслуживать.

«Макарыч, принимай аппарат!»

Знаменитый эпизод из фильма «В бой идут одни старики» – когда капитан Титаренко возвращается на трофейном «Мессершмитте» – это не фантазия сценариста. Он основывался на воспоминаниях лётчика-истребителя Сергея Даниловича Луганского «На глубоких виражах».

Там он рассказывает, в том числе, о своём товарище Василии Меркушеве, который на трофейном «Мессершмитте» регулярно летал в разведку. Немцы на одинокий «мессер», проносившийся над колоннами техники и боевыми позициями, не обращали никакого внимания.

Зато свои так и норовили подбить. Конечно, командование пыталось предупреждать зенитчиков, чтобы они не сбили разведчика: Меркушев ведь доставлял бесценные разведданные. Но всего не предусмотришь, и однажды Меркушева подбили. А когда он сел на вынужденную – его ещё и избили сгоряча подоспевшие пехотинцы.

Ещё один документально зафиксированный случай использования трофейного немецкого самолёта был во фронтовой биографии лётчика Ильи Николаевича Пронина (после войны он стал лётчиком-испытателем). Он летал в разведку на трофейном немецком биплане «Ar-68». То, что Илья Пронин с помощью трофейного самолёта добыл исключительно важные сведения, отражено в его наградном листе.

Могли сбить и свои, и немцы

Были и другие эпизоды подобного рода, но именно эпизоды. Такая работа была слишком опасной. «Немца» запросто могли сбить свои же, а широко раскрывать секретность этих полетов – значило, лишать их смысла и ставить разведчика под удар уже немецкий.

Тот самый снимок. Фото в свободном доступе.
Тот самый снимок. Фото в свободном доступе.

В начале войны таких ценных трофеев, как немецкие самолёты, у РККА было мало. После того, как в ходе войны произошел перелом, и наши начали наступать, ситуация значительно изменилась. Много самолётов попало к советским войскам после разгрома немцев под Сталинградом.

Число такого рода трофеев росло по мере продвижения наших войск на Запад, при освобождении территории с расположенными там аэродромами и складами.

Прославленный лётчик Амет-Хан Султан. Вместе со своим ведомым Иваном Борисовым он взял немецкий разведывательный самолёт Fieseler Fi 156 Storch «в клещи» и дал понять, что требует посадки. Вражеский самолёт был приведён на советский аэродром, а летевшие на нём двое немцев – взяты в плен. Познакомившись с кабиной и приборной панелью «Шторха», Амет-Хан смог поднять совершенно незнакомый ему самолет в воздух.

Такие захваченные немецкие самолёты с фронта отправлялись для изучения в центр испытаний НИИ ВВС. Большинство же трофейных немецких самолётов, которые использовались как в армии, так и в народном хозяйстве, были транспортными. «Юнкерс», «Зибель», «Хейнкель».

Советские пограничники на Балтике, на Чёрном море и Тихом океане активно применяли гидросамолёты «Арадо-196». Эта добротная техника служила СССР до конца 50-х годов.

⚡«Этот недостаток был смертельным!» и «Какой дурак придумал такой стартер?!»- откровения танкистов ИСУ-152: 6 изъянов этих машин

Меркушев. Фото в свободном доступе.
Меркушев. Фото в свободном доступе.

Известно, что советским пограничникам было передано 37 гидросамолётов данной марки, а также большое количество двигателей и запасных частей к ним.

В авиаполках погранвойск применялись и лёгкие транспортные самолёты Si-204 «Зибель». Они производили переброску технических средств, продовольствия и других грузов для пограничных застав, расположенных в горах.

Ну а «Мессершмидты», «Штуки» и «Фоккевульфы» – после войны пошли на слом, и лишь немногие из них – в музеи и на выставки трофеев.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!

А как вы считаете, на сколько эффективным было бы массовое использование трофейных самолётов немцев?