Бригадир Жерар - еще один колоритный персонаж от Конан Дойла, заставивший меня сделать почти невозможное: поставить "пятерку" на Лайвлибе. Но есть один нюанс... Впрочем, обо всем по порядку.
Цикл рассказывает о лихом вояке Этьене Жераре, этаком французском поручике Ржевском. На склоне лет он вспоминает свою бурную молодость, пришедшуюся на эпоху Наполеоновских войн. Впрочем, позволим герою представиться самому:
"Ей-богу, для бедных поляков и евреев, живших беспросветно унылой жизнью, было, наверно, сущей отрадой видеть, как я скачу мимо их дверей... я, Этьен Жерар, лучший кавалерист и первая сабля во всех десяти гусарских полках... В армии говорили, что, увидев нас, население бежит со всех ног: женщины - к нам, а мужчины - от нас".
Жерар никогда не унывает и не сдается даже в самых безвыходных ситуациях:
"...Я знал, что нет трудности, которую нельзя преодолеть с помощью изобретательного ума и пары ловких рук".
Впрочем, начальство характеризует Жерара несколько иначе: "Сплошные шпоры и усы и ни одной мысли, кроме как о женщинах и лошадях". Да и сам Жерар признает, что "на свете есть две вещи, которые я забываю не скоро: лицо хорошенькой женщины и ноги доброго коня".
Однако для лихого вояки зачастую это оказывается достоинством, а не недостатком. Не раз Жерар выбирался живым и невредимым из переделок, где спасовал бы умный и склонный к рефлексии человек. А для ряда поручений и вовсе оказывался предпочительнее: мыслителей-то всегда хватало, а вот хороший исполнитель порой - на вес золота. А уж в чем нельзя отказать Жерару, так это в храбрости, житейской смекалке и умению быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.
"Быть может, у Этьена Жерара есть свои недостатки, но, клянусь честью, никто еще не посмел обвинить его в медлительности, когда надо действовать".
На первый взгляд Жерар - персонаж чисто комедийный. Чего только стоит его речь, где вся образность так или иначе сводится к его хм.. не слишком обширным интересам: "...я чувствую себя как кавалерийская лошадь, запряженная в дамскую коляску". Или: "...вершины зубцами торчали по горизонту, как хребет отощавшей лошади".
Однако довольно быстро читатель проникается истинной симпатией к герою. Может, наш бригадир и не блещет умом, однако его простодушие подкупает, а самоуверенность выглядит мило, как самоуверенность ребенка. Кроме того, для Жерара вечные ценности - не пустой звук. Он предан, всегда держит слово, трепетно относится к собственным чести и достоинству и умеет уважать те же качества даже у противника. Жерар отнюдь не кровожаден и лишний раз старается не убивать, делая это лишь по крайней необходимости (ну и в бою, конечно). А как он трепетно относится к лошадям, видя в них скорее собрата, нежели средство передвижения! Жерар - почтительный сын, верный слуга императора, надежный товарищ. Вообще складывается образ человека пусть недалекого, но чуткого, ранимого, способного иной раз и всплакнуть (что для француза не стыдно), тяжело переживающего предательство, однако в силу природного оптимизма неспособного долго унывать.
Жерар - истинный рыцарь по отношению к женскому полу и никогда не обидит женщину. Более того, всегда придет к ней на помощь, даже с риском для собственной жизни: "Женщина в беде - для меня дело святое, а эта к тому же была красива". Не его же вина, что женский пол настолько разнообразен, что невозможно остановиться на ком-то одной! Да и сами женщины, будем справедливы, уж никак не обходят вниманием красивого молодого гусара: "...в те дни я не привык видеть в женских глазах, устремленных на меня, что-нибудь, кроме улыбки".
Герой очень обаятелен, этакий Портос, чья жизнерадостность подкупает. А уж в какие истории он только не влипает! Отдельный плюс рассказам - за реалистичность: отнюдь не всегда Жерар на коне, и у него случаются неудачи. Однако неприятности герой встречает стойко, а смерть, постоянно маячившую где-то рядом, готов принять достойно. Ведь, как сказал реальный французский генерал де Лассаль, «гусар, который не убит в тридцать лет, не гусар, а дрянь!»
Но надо сказать и о структуре цикла. Он состоит из двух сборников, не вошедшего в них рассказа и повести, где Жерар является второстепенным героем.
- 1. "Подвиги бригадира Жерара" (1894-1896).
Сборник состоит из 8-ми рассказов, выстроенных в хронологическом порядке.
Это книга, в которой идеально все, придраться абсолютно не к чему. Харизматичный герой, хороший юмор, отличный язык, интересные сюжеты, историческая достоверность (не зря перед написанием Конан Дойл читал мемуары настоящих наполеоновских солдат). В общем, наслаждение от первой до последней буквы.
- 2. "Приключения бригадира Жерара" (1900-1903)
Второй сборник так же состоит из 8-ми рассказов, один из которых подразделен на две части. Выстроены также в хрологическом порядке и рассказывают о событиях из жизни Жерара, не вошедших в первый сборник.
А вот тут и кроется нюанс, подпортивший удовольствие от чтения. "Приключения..." мне понравились куда меньше. Из образа Жерара исчезла многогранность, он становится плоским, карикатурным, смешным и нелепым, его рассказам уже нет веры: такой персонаж способен разве что приврать. Жерар из оригинального цикла лишь слегка приукрашал действительность.Данный же Жерар ее выдумывает. В общем, еще один яркий пример, что нужно уметь вовремя остановиться, а хорошее дело сиквелом не назовут.
- 3. "Женитьба бригадира" (1910)
Хронологически первая история о Жераре, но событийно выбивается из основного цикла, в котором ни о какой жене бригадира не упоминается. Более того, противоречит уже давно написанному "Дядюшке Бернаку". Совершенно лишняя вещь, на мой взгляд.
- 4. "Дядюшка Бернак" (1897)
Повесть о заговоре против Наполеона, где Жерар является не только второстепенным действующим лицом, но и несколько отличается от канонического образа, в том числе и фактами биографии, противоречащими рассказам. В общем, скорее однофамилец. Сама повесть достаточно слабая, с невнятным сюжетом, вдобавок со скомканной концовкой. Образ Наполеона - лютый треш, хотя автор несколько раз подчеркивает свою беспристрастность. Мол, факты, факты и только факты. Вот только факты подобраны с пристрастием... Смело можно не читать.
Как итог - горячо рекомендую "Подвиги бригадира Жерара", остальное же - на усмотрение читателя. Пожалуй, из всего мной прочитанного у Конан Дойла именно "Подвиги..." способны занять достойное место в мировой литературе. Шерлок Холмс хорош, но связан жанровыми рамками, профессор Челленджер застрял в коротких подростковых штанишках, капитан Шарки, увы, не раскрыт, а остальное либо слабо, либо вторично. У меня есть в загашнике еще несколько книг автора, но не рассчитываю, что они чем-нибудь удивят. Бригадир же Жерар точно занял достойное место в списке любимых героев.
P.S.: Есть еще англо-швейцарский фильм Ежи Сколимовского "Приключения Жерара" (1970) с красавицей Клаудией Кардинале в одной из главных ролей. В основу экранизации легли несколько самых ярких рассказов. Получилось забавно, но надо иметь в виду, что кино снято в стиле буффонады, который нравится далеко не всем.