Найти тему
Катехизис и Катарсис

Крупнейший провал англичан

Если среди подписчиков Кота есть те, кто читал роман Артуро Перес-Реверте «Осада», то, наверное, они могли обратить внимание на одну фразу: «В 1806-м и 1807-м, когда англичане вторглись в Рио-де-ла-Плата, он [Фернандес], как и многие его юные соотечественники, дрался против них в долгой и трудной кампании, которая обошлась врагу в три с лишним тысячи убитых и раненых и завершилась его капитуляцией». При первом знакомстве с книгой сложно прочувствовать настоящую глубину событий, которые упоминались в цитате: англичане дважды нападали на испанские колонии на территории современной Аргентины и даже штурмовали Буэнос-Айрес, но с достаточно неожиданным результатом – они проиграли.

У англичан, в их морской истории, было достаточно поражений. Но сложно представить, что они были разбиты испанцами через 2 года после Трафальгара, и даже не регулярными частями, а самоорганизовавшимися гражданами. И самое интересное то, что их возглавлял некто Сантьяго де Линьерс, на самом деле являющийся этническим французом по имени Жак де Линье.

Он родился в 1753 году в городе Ниоре, в семье представителя старого дворянского рода. Так как Жак был четвёртым из девятерых детей, он не мог рассчитывать на наследство. В возрасте 12 лет он поступил в военную школу Мальтийского ордена. Проведя три года на Мальте, Жак изучил испанский язык. При возвращении домой был зачислен в полк.

Но Франция пока перестала вести войны. Не имея надежды на повышение, Жак де Линье в 1774 г. подал в отставку и пустился странствовать по свету. К 1776 г. он стал офицером испанского флота и участвовал в испано-португальской войне и в войне за независимость США. В последней проявил себя при взятии принадлежащей англичанам Менорки. Линье взял на шестнадцати шлюпках два корабля на абордаж и отвёл к своим. Испанцы, участвующие в авантюре, обстреливались как с кораблей, так и береговой артиллерией, поэтому многие погибли, а сам Жак Линье оказался тяжело ранен и был повышен в звании. В 1788 г. его перевели в Южную Америку, тогда ещё принадлежащую Испании.

Ему предстояло командовать эскадрой канонерских лодок и управлять колонией в Парагвае. В 1805 г. Линье был переведён в Буэнос-Айрес.
В следующем году, английский капитан сэр Хоум Попхем, только что завоевавший принадлежавшую голландцам Капскую колонию, решил покуситься на владения союзной Наполеону (и поэтому враждебной Британии) Испании. С молчаливого согласия правительства он выделил 6 фрегатов, 3 корвета и 5 транспортных судов, погрузил 1400 солдат генерала Бересфорда и отправился к нынешнему северу Аргентины.

24 июня 1806 года британская эскадра, войдя в залив Ла-Плата, открыла огонь по береговым батареям, быстро подавив сопротивление. Вице-король, маркиз Рафаэль де Собремонте, приказал собирать ополчение и бросил на перехват десанту гарнизон, однако к 27 июня стало ясно, что вторжение не остановить. Маркиз, приказав подчиненным сдавать Буэнос-Айрес, уехал. Он исполнил инструкцию, предписывавшую вице-королю в случае внешнего нападения обеспечить сохранность коронной казны, лично доставив деньги в надежное место, - но исчезновение командующего окончательно подорвало волю к сопротивлению. Испанцы капитулировали, генерал Бересфорд занял Буэнос-Айрес, но местное население не было радо захватчикам. Линье, оценив эти настроения, присоединился к антианглийскому заговору. После провала попытки восстания, он отправился в Монтевидео, откуда вместе с 600 солдатами и 393 моряками в июле 1806 г. выдвинулся в Буэнос-Айрес. По пути к нему предположительно присоединились 1000 партизан. 10 августа Линье выдвинул англичанам ультиматум, и, после его отклонения, пошёл на штурм. Через два дня генерал Бересфорд сдался. Англичане, потеряв 200-300 человек убитыми, ушли восвояси, оставив испанцам ружья, пушки и знамёна.

После победы, под давлением жителей Буэнос-Айреса, вопреки мнению городского совета и маркиза де Собремонте, как раз вернувшегося на свой пост, руководство обороной столицы вице-королевства перешло к Линье. За 11 месяцев он вооружил, организовал и натренировал отряды из местного населения.
Англичане не заставили себя долго ждать: после получения подкрепления в 13 000 солдат, неожиданной атакой 3 февраля 1807 года был взят Монтевидео. 27 июня противник высадился в Буэнос-Айресе. После неудачи армии Линье в открытом поле и взятии укреплений, город решено было оборонять до конца: местные жители и солдаты перегородили улицы баррикадами. В результате тяжёлых уличных боёв англичане потеряли около 3000 – 4000 человек убитыми, ранеными и пленными. Оставшиеся 7 июля капитулировали и оставили все завоёванные территории.

После второй победы авторитет Линье, на котором держались военная организация и руководство, возрос многократно. Совместным решением верхов и низов Буэнос-Айреса он был выдвинут кандидатом на должность вице-короля Рио-де-ла-Платы. Король Испании Карл IV утвердил назначение, но в Буэнос-Айрес это известие пришло уже в мае 1808 г. вместе с другим – король отрекается от престола в пользу сына Фердинанда. В скором времени Наполеон арестует их обоих, а в августе того же года Линье и губернатору Монтевидео предложат присягнуть новому испанскому королю Жозефу Бонапарту.

И тут, в рядах бывших борцов с англичанами случился раскол. Многие власть имущие испанцы, родом из Европы, были сторонниками Севильской хунты, борющейся с французами. Но местное креольское население было другого мнения: землевладельцы и оптовики хотели избавиться от приезжих губернаторов и вернуть реальную власть, ремесленники и мелкие торговцы желали понизить налоги и снять внутренние и внешние торговые барьеры. Борьба с англичанами привела их к солидарности, теперь они могли требовать независимости колоний от Испании.

Под Линье начал шататься трон. Он был верен свергнутому королю, что вызывало тихое недовольство у сторонников независимости, а роялисты подозревали его в сочувствии Франции из-за происхождения. Претендовавшие на власть бывшие союзники Линье в борьбе с англичанами стали под того копать. В результате, 21 сентября 1808 г. в Монтевидео был поднят бунт против Линье. Того объявили «врагом испанской нации», и был установлен контакт с заговорщиками в Буэнос-Айресе. 1 января 1809 г. была попытка переворота: батальоны из испанцев вышли на площадь, а сеньору де Линье было предложено подать в отставку, что тот уже почти и сделал, но на площади появились креольские батальоны, и мероприятие сорвалось. Лидеры путча сели в тюрьму, а потом были сосланы в Патагонию, «испанские» батальоны сдали оружие и разошлись по домам. Но через 7 дней в результате интриг других конкурентов Линье, Севильская хунта сняла того с должности вице-короля, и Линье уехал в Кордову (не ту, которая в Испании, а в аргентинскую).

14 мая 1810 г. в Буэнос-Айресе началась революция. Не имея средств для борьбы с ней, новый вице-король обратился к Линье. Тот, несмотря на предложения революционеров перейти на их сторону, стал собирать силы для борьбы с ними, оставшись верным Испании. При выступлении им навстречу отряда революционеров, большинство его армии (кроме 28 офицеров) дезертировали. Тогда Линье решил со своими спутниками идти в Перу. Но проблемы с проводниками задержали их выступление на восемь дней. Это привело к тому, что вскоре беглецов настигли. Опасаясь того, что, даже пленные, они представляют угрозу для революции, их казнили 26 августа 1810 г.

Жак де Линье (Сантьяго де Линьерс)
Жак де Линье (Сантьяго де Линьерс)

Через 51 год тело Жака де Линье было обнаружено и перезахоронено в Кадисе в Пантеоне погибших моряков 10 июня 1863 г. Он прожил бурную жизнь и имел необычную судьбу: выходец из провинциальных французских дворян стал вице-королём испанской Рио-де-ла-Платы и два раза давал отпор качественно (а во второй раз и количественно) превосходившим его силы войскам англичан, а также был свидетелем революционного движения, заложившего основы современной Латинской Америки. Судьба Жака де Линье не слишком широко известна за пределами кругов, увлечённых Латинской Америкой, но она в очередной раз показывает, куда могло занести человека в эпоху Наполеоновских войн.

(темы: 19 век; ДВ, Южная Америка, Антарктида; война; история личности)

Статья Акима Халиуллина