Многие считают актеров в чём-то ненормальными, ведь им приходится на сцене и на экране постоянно проживать чужие жизни. Если сегодня ты фашист, завтра герой-стахановец, а послезавтра английский лорд - как тут сохранить свою психику в порядке? И хотя это большое преувеличение, порой некоторые звезды экрана ведут себя вне всяких границ нормы. А у кого-то это превращается в настоящую болезнь.
Печальной оказалась история красивого молодого актера Василия Степанова, прославившегося после главной роли в фильме "Обитаемый остров" режиссера Федора Бондарчука (хотя сам фильм в прокате с треском провалился, как и большинство творений Федора Сергеевича). Степанову пророчили отличную карьеру, но он через несколько лет совсем исчез с горизонта, снявшись в нескольких слабеньких фильмах в неглавных ролях. А потом появились новости о его проблемах со здоровьем, странных поступках вроде падения с балкона, агрессивности и раздражительности. Осенью 2020 стало известно, что у Степанова диагностировали шизофрению, он получил инвалидность. Это тяжелая неизлечимая болезнь, которую можно подавлять лекарствами, но нельзя победить. В нашей стране психические расстройства стигматизированы, их всеми силами скрывают и стыдятся. Это звезды Голливуда вроде Шайи ЛаБафа, Эзры Миллера или Кары Делевинь могут публично признаться в том, что страдают от психических отклонений, но наши - никогда. А в советское время подобные расстройства и вовсе были запретной темой. Такой кинематографист мог сразу попрощаться со своей карьерой.
Конечно, стоит различать людей с не очень устойчивой психикой и тех, у кого имелись реальные проблемы со здоровьем. К примеру, актер Александр Кайдановский мог в один миг превратиться в сгусток агрессии и даже броситься в драку с малознакомыми людьми, которые, как ему казалось, высказывали неуважение по поводу каких-то дорогих ему поэтов, художников или режиссеров. Знаменитый советский кинооператор Георгий Рерберг (любимец Тарковского) чередовал периоды вдохновенной работы с отрезками буйного, необъяснимого и даже опасного для окружающих поведения, за что получил кличку Чудовище. Друг Рерберга оператор Павел Лебешев на съемках фильма "Спасатель" Сергея Соловьева предпринял попытки утопиться во всех водоемах города Вышний Волочек, где находилась съемочная группа. Уже синеющего Лебешева всякий раз вытаскивали на сушу, а друзья Татьяны Друбич по медицинскому институту делали ему искусственное дыхание и выталкивали воду из легких. Много говорилось о странностях Иннокентия Смоктуновского и Олега Даля, но все это, что называется, причуды гениев, а не патологии, которые имеют свойство со временем разрушительно прогрессировать.
У актрисы Екатерины Савиновой развилась именно такая патология. По распространенной версии, звезда фильма "Приходите завтра" неосторожно выпила парное молоко, которое она купила на рынке то ли в Москве, то ли в Крыму, где была на съемках. У женщины начался бруцеллез - передаваемая от животных человеку бактериальная инфекция, которая постепенно поражает многие органы и системы организма. В острой фазе его можно вылечить антибиотиками, в хронической - уже нет. У Савиновой болезнь пропустили, и позднее она ударила по мозгу. Актриса дважды в год ложилась в больницу, горстями пила таблетки, но кардинально изменить было ничего нельзя, психика разрушалась все сильнее. Подруга Савиновой Ольга Гобзева говорила, что Екатерина жаловалась на голоса, которые она постоянно слышала в голове. Это считается классическим признаком шизофрении. Савинова понимала, что процесс необратим, поэтому уехала из Москвы на родину в Новосибирск и бросилась под поезд. Причем, по воспоминаниям друзей и родственников. несколько недель до суицида вела она себя ровно - без психических срывов. Даже казалась счастливой...
Еще большей звездой советского кино стала Татьяна Самойлова после главных ролей в лентах "Летят журавли" Михаила Калатозова и "Анна Каренина" Александра Зархи. Зарубежные режиссеры наперебой приглашали ее в свои проекты, но в Госкино иностранцам давали стандартный ответ: "Актриса Самойлова связана контрактами с советскими киностудиями на следующие пять лет", который был неправдой. Ее карьера развивалась по нарастающей, но какими-то рывками. Триумф после фильма "Летят журавли" 1957 года и последующего "Неотправленного письма", затем всего три картины за 8 лет. Потом новый международный успех с лентой "Анна Каренина" и вскоре окончательное исчезновение. С 1975 она больше в советском кино не снималась, а снова появилась на экране аж в 2000 году.
Причиной этого были проблемы со здоровьем. Самойлова первый раз оказалась в психиатрической больнице после того, как ее брат Алексей в какой-то дворовой поножовщине едва не расстался с жизнью. Шок от увиденного спровоцировал тяжелейший нервный срыв, потребовавший помещения в стационар. Ей помогли врачи, но через некоторое время последовали новые приступы. Госпитализации следовали иногда по два-три раза в год, а порой ремиссия растягивалась на несколько лет, и казалось, что все осталось в прошлом. Актриса обладала очень хрупкой психикой, и эти ее проблемы заставили кинорежиссеров отказаться от приглашения одной из ярчайших звезд советского кино. Никому не хотелось, чтобы в разгар съемок фильма главная исполнительница попала бы месяца на два в больницу.
Одним из наиболее популярных киноартистов 1950-х, 60-х был Юрий Белов. После его работ в "Карнавальной ночи", "Весне на Заречной улице", "Королеве бензоколонки", "Неподдающихся" Белов котировался в советском кино очень высоко. И на самом пике его карьеры - в середине 1960-х - произошло событие, которое послужило причиной длительной госпитализации артиста в психиатрической больнице. Как обычно, существует несколько версий случившегося. По самой распространенной, Белов якобы спародировал Никиту Хрущева в какой-то компании, однако этот вариант кажется сомнительным - времена были другими, за анекдоты и шутки уже не сажали, а инструмент "карательной психиатрии" заработает уже при Брежневе по инициативе Юрия Андропова и совсем не с любителями анекдотов. По другой версии, Белов предпринял попытку свести счеты с жизнью. Рассказывают, что если до больницы это был невероятно энергичный, веселый, обаятельный молодой мужчина, который фонтанировал идеями на съемочной площадке, то после лечения появился тихий, робкий, вечно виновато улыбающийся немолодой человек с плохой памятью. Вероятно, актера хорошенько "прокололи" в стационаре. В 1972 году Белов последний раз сыграл главную роль ("Стоянка поезда - две минуты"), после чего получал лишь эпизоды, а с 1981 года - ни одной работы в кино. Он умер 31 декабря 1991 года. вернувшись домой из бани, чтобы в очередной раз посмотреть "Карнавальную ночь" и вспомнить начало своей короткой славы.
Еще более трагичной оказалась судьба другого популярного киноартиста Валентина Зубкова. Он прославился после фильмов "Отчий дом", "Северная повесть", "Иваново детство", "День счастья" и многих других. Опять же существует распространенная версия о том, что Зубков не смог пережить трагическую гибель сына, который утонул в 1977 году, вернувшись из армии. Однако уже с 1973 этот артист в кино не работал, и перестали его приглашать задолго до трагедии с сыном. В телеспектакле "Транзит на Север" (его предпоследнее появление на экране) Зубкова просто невозможно узнать - настолько он высох и постарел. Именно тогда у него уже появились первые серьезные проблемы с психическим здоровьем, которые не позволили продолжать активно сниматься. Они медленно прогрессировали, а смерть сына и инсульт их резко ускорили. Артист начал быстро терять память и оказался совершенно беспомощным. Он умер в больнице после одной из прогулок, во время которой в очередной раз заблудился, хотя его в кармане была записка с домашним адресом. Зубкову было всего 55.
Широко освещались трагедии звезды телесериала "Тени исчезают в полдень" Александры Завьяловой и знаменитой дрессировщицы Маргариты Назаровой, сыгравшей главную роль в культовой комедии Владимира Фетина "Полосатый рейс" О них писали много раз и со всеми возможными подробностями (о Назаровой даже сняли телесериал). Гораздо меньше известно о возможных проблемах с психическим здоровьем замечательнейшего актера Юрия Гребенщикова ("Степень риска", "Грачи"). Он был сбит автомобилем уже почти ночью 25 января 1988 года, когда возвращался с вечера, посвященного 50-летию Владимира Высоцкого. За рулем находился поэт Александр Межиров. Позднее многократно повторялась версия о том, что он якобы удрал с места наезда, а позднее срочно эмигрировал в США. Театральный режиссер Анатолий Васильев в программе "Чтобы помнили" и вовсе рассказал, что Межиров поднял тело сбитого им Гребенщикова с дороги, прислонил его к дереву и умчался в ночь. В реальности, именно Межиров с телефона-автомата и вызвал скорую помощь (звонок был зафиксирован на пленку). а дочь поэта позднее узнала, что актер Гребенщиков страдал от выраженных проблем с психикой и ранее уже пытался свести счеты с жизнью подобно оператору Лебешеву. Следствие же показало, что в наезде водитель виноват не был. Межиров уехал в США только в 1992 - через четыре года после несчастья.