Найти тему
155,5K подписчиков

"Конфликт произошёл, когда Любимов задумал избавиться от людей, служивших ему верой и правдой около 20 лет"

24K прочитали
Фото: Валерий Плотников
Фото: Валерий Плотников

Легендарный фотограф Валерий Плотников вспоминает...

Окончание. Предыдущая часть здесь⤵️

В молодости мы клянемся не продавать душу дьволу ни за какие блага мира и, как правило, бываем искренни. В 60-е годы все в Театре на Таганке были одержимы лозунгами "Доброго человека из Сезуана". Но нормальный возраст театра -- 20 лет, за этот срок успевает смениться поколение. В 80-м году, после смерти Высоцкого, многое изменилось. Да и сам Володя уже готов был уйти из театра: одно дело, когда ты "задрав штаны бежишь за комсомолом", и другое -- когда все состоялись, имеют собственный взгляд на мир, не так безоговорочно глядят в рот Мастеру и не готовы исполнять все его причуды.

Володя собирался ставить собственный спектакль, снимать фильм на Одесской киностудии. Его смерть заставила Николая Губенко вернуться, чтобы сыграть роли Высоцкого и спасти положение театра.

К тому времени Губенко уже считался сложившимся кинорежиссером со стабильным положением. Когда Юрий Петрович оказался за границей, Коля взял на себя роль временного руководителя театра, поставив в уголке кабинета Любимова лишь небольшой столик для себя и ничего не тронув в кабинете Мастера. И когда Юрий Петрович вернулся, то увидел, что все сохранилось по-прежнему. Только студийного заполошного духа больше не осталось.

Конфликт произошел, когда Любимов задумал избавиться от людей, служивших ему верой и правдой, иногда в ущерб себе, около 20 лет -- он предложил им перейти на контрактную систему. Надо понимать, что преданность оппозиционному театру вынуждала их долгие годы существовать, не имеятквартир, льгот, званий и перспектив. И нельзя забывать, что в контрактной системе Запада при разрыве (разводе) предусмотрена система обязательств по отношению к оставленной половине (супруге).

Прежняя Таганка умерла. Нынешние спектакли Губенко вызывают у меня откровенную грусть. К сожалению, и в Любимовской части театра не происходит ничего значительного -- достаточно представить Валеру Золотухина в главной роли на сцене, где ранее почти одновременно блистали Высоцкий, Смехов, Хмельницкий, Филатов, Демидова.

Когда меня пригласили на премьеру "Доктора Живаго" с Золотухиным в заглавной роли -- я просто не пошел. Я не рассуждаю о мере его таланта, но он по сути своей -- лакей, библейский "хам". Понимаю -- Юрию Петровичу, ограниченному актерскими средствами, было больше некому поручить роль. Остались лишь малозаметные персонажи второго плана, доказавшие ему свою покорность до конца.

На сцене Таганки пробовал грандиозную постановку Чехова Сережа Соловьев, но из этого получилось скорее событие светской, а не театральной жизни. В результате мы имеем два озлобившихся, конфликтующих театра, не способных породить ничего, что соответствовало бы прежнему уровню и славе Таганки.

Грустно, если такое происходит в твоем родном доме. Прежний театр остается в воспоминаниях, а Леонид Филатов проводит с телеэкрана мысль, что важна не величина сыгранной роли, а степень пережитого. При взгляде на безграничное поле ушедших актеров в его передаче поражаешься: первыми, как правило, уходят лучшие, и частая причина тому -- пагубная страсть к спиртному, скрывающая трагедию несостоявшегося бытия.

Слава богу, я имею профессию, позволяющую хоть как-то отблагодарить этих людей за их талант.

1999 год. Записала Наталья Шелюхаева (с) "Лилит"

Понравилось? Подпишись на наш канал и читай: