Найти тему
Незримая помощь

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ на первую декаду июня 2023 года

РАСПИСАНИЕ НА ИЮНЬ

Название данного месяца восходит ко временам Древнего Рима - к памяти о том периоде истории, когда мир не ведал еще о Спасителе, и люди поклонялись языческим божествам.

Слово «июнь» происходит от древнеримского слова «юниор», что значит «самый молодой». Давая такое название первому летнему месяцу, римляне соотносили его с началом зарождающегося лета.

Посвящен был этот месяц одной из главных богинь древнеримского пантеона – могущественной и вечно юной супруге громовержца Зевса – правительнице мира Юноне, покровительствующей всему, что рождается на земле.

А вот не знавшие римских богов древние славяне, наши предки, этому чудесному времени года дали совсем иное, более поэтическое название. За тепло и обилие солнечного света они прозвали его батюшкой-Светлояром, - ведь именно в июне устанавливаются самые продолжительные в году дни, и темнота проходит почти незаметно. Еще именовали его Разноцветом за огромнейшее разнообразие цветущих в эту пору трав, Земляничником – за то что в это время поспевали душистые ягоды лесного лакомства, а волхвы и прорицатели называли его Кресом.

Крес – это старинное слово, пришедшее в язык древних славян из санскрита. Означает оно «огонь». Но непросто огонь, а «Оживляющий огонь небесный».

1 Июня. БЛАГОВЕРНЫЕ СУПРУГИ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ И ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕФРОСИНИЯ, В МИРУ ЕВДОКИЯ

Великий князь Димитрий Иоаннович известен всему православному миру, конечно же, в первую очередь, легендарной победой русского воинства на Куликовом поле, произошедшем в 1380 году в день Рождества Богородицы. В той битве прославлена была величайшая святыня Земли Русской – Донская икона Божией Матери, а сам князь после того побоища получил прозвище Донской.

Супруга же его Евдокия была княжной Суздальской, с младых ногтей воспитываемой в духе благочестия. Были она тиха и кротка, и всегда полагалась во всех обстоятельствах жизни своей на Волю Господа.

Супруги обвенчались, когда юной княжне едва минуло 14 лет. Союз этот продлился 22 года – к сожалению, святой князь отошел в Чертоги Небесные в расцвете лет, поскольку во время сражения с Мамаевыми полчищами получил увечье – его еле отыскали израненного среди тел павших ратников, придавленного могучим стволом дерева. Князя выходили, но прожил он после того недолго…

После безвременной кончины мужа, княгиня отошла от государственных дел, однако Предание сохранило свидетельство о том, что именно по ее совету во дни нашествия Тамерлана из Владимира в Москву перенесли торжественно чудотворный лик Владимирской Божией Матери, спасший город от неминуемого разорения.

О кончине своей святая Евдокия знала заранее – ее предупредил о том явившийся ей в видении Архангел Михаил. Узнав о том, праведница поспешила покинуть свой терем и принять постриг, получив притом имя Ефросинии.

Летописец писал, что во время следования княгини в обитель произошло около 30 исцелений страждущих, отершихся краем ее одежды. Исцеления продолжились и по кончине Божией угодницы: у ее гробницы прозревали слепые, поднимались расслабленные, приходили в себя одержимые.

В наши дни честные многоцелебные мощи святых супругов пребывают в Кремлевском соборе Михаила Архангела.

Известнейшая чудотворная икона великой княгини Московской Евдокии (Ефросинии), являющаяся одной из главных реликвий столицы, с частицами ее мощей и пояса, находится в московском храме преподобной Ефросинии в Котловке.

святые благоверные супруги Димитрий Донской и Евдокия (Ефросиния) Московская. Вариант иконографии
святые благоверные супруги Димитрий Донской и Евдокия (Ефросиния) Московская. Вариант иконографии

2 июня. ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ, ЧУДОТВОРЦА

Святитель Алексий был талантливым церковным деятелем, более 20 лет возглавляющим Русскую Церковь. Он был сподвижником и сомолитвенником преподобного Сергия Радонежского, вместе с ним возносящим моления Вседержителю о спасении многострадальной Родины от разорительных набегов ордынцев.

Подвижник был воспитателем малолетнего князя Димитрия Иоанновича (Донского), в ранние годы оставшегося без родительского попечения, и именно святитель Алексей способствовал в будущем заключению брачного союза между опекаемым им Московским князем и прекрасной Суздальской княжной Евдокией. Нужно сказать, что святая великая княгиня Евдокия Московская всегда помнила, кому была обязана высоким своим положением и счастливой семейной жизнью, и потому она всегда поддерживала святителя во всех благих начинаниях.

Слух о чудесах и дивных исцелениях, совершаемых по молитвам этого праведника, распространился по Земле Русской еще во дни его жизни. Знали о нем и за пределами Руси - сам татарский хан Узбек призывал этого угодника в Золотую Орду, чтобы тот исцелил от глазной болезни любимую его жену Тайдулу, которую не мог исцелить ни один заморский лекарь. И святитель вылечил ханшу, вознеся над нею молитвы ко Всемилостивому Создателю, обретя после того в ее лице могущественнейшую покровительницу служителям Русской Церкви.

Почил митрополит в 1378 году. А в 1431 году были обретены его честные мощи, которые поместили в новый каменных храм, освященный в честь святого Архангела Михаила, где они пребывали до ХХ-го столетия.

В настоящее время чудотворные мощи подвижника находятся в Богоявленском кафедральном соборе столицы. Многие чудеса и обильные исцеления подаются от них верующим по ходатайству святого праведника. А совсем рядом с Богоявленским (Елоховским) собором, в столичном Зачатьевском монастыре, находятся честные мощи его благочестивых родных сестер – известных целительниц-монахинь Иулиании и Евпраксии Московских. О многочисленных чудесах, подаваемых от их усыпальницы, можно прочитать на сайте Зачатьевской обители.

В столичном храме Илии Пророка, что в Обыденском переулке, пребывает почитаемая, очень редкая икона, именуемая «Исцеление Тайдулы». На ней запечатлено чудо исцеления святителем золотоордынской ханши. К этому образу притекают богомольцы, страждущие различными недугами. Главным же образом, те из них – кто страдает болезнями глаз.

исцеление ордынской ханши Тайдулы
исцеление ордынской ханши Тайдулы
-3

Родительский день всегда следует чтить особо. Ведь Вседержитель сказал: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исход 20:5-6). И хотим мы того или не хотим, согласно установленному Им закону, дети за грехи родительские отвечают.

Отцы Церкви во все века обращали внимание верующих на то, что если в судьбе человека происходят какие-то неприятные события, а он, ведя праведный образ жизни и регулярно исповедуясь, облегчения при том все же не получает – следует искать причину в прошлом своего рода.

К примеру, святитель Николай Сербский наставлял своих духовных чад всякий день благоговейно молиться за своих предков – и за здравствующих, и за отошедших в иной мир из земной юдоли, поскольку, чем больше согрешений простит им Всемилостивый Господь, тем легче будет жить на свете их потомкам.

А почитаемый старец Псково-Печерской обители Савва (Остапенко), удостоенный за добродетельное житие посещения Пречистой Божией Матери, учил: «В скорбях хорошо помогает молитва за усопших и призывание на помощь угодников Божиих».

-4

3 июня. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Праздник в честь заступничества Пресвятой Богородицы - чудесного избавления с Ее помощью москвичей от полчищ Махмет-Гирея в 1521 году.

В 1521 году этот дивный образ Небесной Владычицы уберег царственный град Москву от нашествия полчищ крымского хана Махмет-Гирея. Хан, услышав многочисленные голоса москвичей, взывающих к покрову Царицы Небесной, принял эти молитвенные песнопения за голоса несметного войска, готовящегося к отражению натиска неприятеля. Устрашившись, он отступил от городских стен.

По Преданию в тот день некоей незрячей инокине было видение, будто бы из Спасских ворот вышли Святители Московские, унося с собою Владимирский лик Божией Матери в наказание за многие прегрешения москвичей. Однако на пути их встали святые Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, которые слезно упрашивали их не оставлять город. По их молитвенному настоянию святители вернулись и пообещали не оставлять горожан без покровительства. Подобное же видение было тогда и святому Василию Блаженному.

В наши дни чудесный образ находится в церкви святителя Николая в Толмачах на территории Третьяковской галереи. Он помещен в особую витрину-киот, поддерживающую необходимые климатические параметры, за которыми тщательно следят специалисты.

Еще одна чудотворная икона Божией Матери Владимирской находится в подмосковном поселке Быково, во Владимирском храме, необыкновенном по своей красоте. В народе его называют «Памятником любви», поскольку это прекрасное архитектурное строение великий отечественный зодчий Василий Баженов возводил по заказу генерала Михаила Михайловича Измайлова в память о его любимой супруге – Марии Александровне Нарышкиной.

икона Божией Матери "Владимирская"
икона Божией Матери "Владимирская"
-6

3 Июня. РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ ЦАРЬ КОНСТАНТИН И ЦАРИЦА ЕЛЕНА

Благодаря равноапостольной царице Елене обретена была величайшая христианская святыня – Честное Животворящее Древо Креста Господня.

Когда-то святая Елена была всего лишь дочерью простого трактирщика, которую, увидев однажды во время пиршества, полюбил правитель тех мест Констанций I Хлор. Елена стала его женою, и у четы родился вскоре сын Константин, ставший впоследствии римским императором и прославленным полководцем.

Однажды, накануне важного сражения, Константин увидел на небе знамение - появившийся на голубом небосводе величественный Крест с надписью: «Сим победишь!» Император повелел сделать подобное изображения креста на всех щитах и знаменах своего войска, и одержал с этим знамением славную победу над неприятелем!

Впоследствии святой Константин и его мать задумали разыскать тот самый Крест, на котором распяли Спасителя. И хотя царице было уже за семьдесят, Елена, в сопровождении патриарха и священнослужителей, отправилась в далекий Иерусалим на его поиски. Разыскав место, где находилась Голгофа, путники обнаружили при раскопках три подходящих по времени креста. Для того, чтобы определить, какой из них нужный, решено было возложить все кресты поочередно на умершего человека, и вскоре Животворящий Крест Искупителя был обнаружен: как только им коснулись почившей девицы, та мгновенно ожила!

Патриарх поднял Крест над собравшейся толпой верующих, восклицающей: «Господи, помилуй!» Так был установлен Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, ежегодно празднуемый Православной Церковью 27 сентября.

А святую царицу Елену почитают с тех пор небесной покровительницей всех археологов.

равноапостольные царь Константин и царица Елена. Вариант иконографии
равноапостольные царь Константин и царица Елена. Вариант иконографии

4 Июня. ГЛАВНОЕ ТОРЖЕСТВО ИЮНЯ – ДЕНЬ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Пресвятая Троица. Вариант иконографии
Пресвятая Троица. Вариант иконографии
-9

5 Июня. ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА

-10

5 Июня. ПРЕПОДОБНАЯ ЕФРОСИНИЯ, ИГУМЕНИЯ ПОЛОЦКАЯ

Преподобную Ефросинию на Руси издревле почитали покровительницей русских монахинь. Была она праправнучкой Киевского князя Владимира, крестившего Русь, и с рождения звали ее Предиславой. Еще в отроческие лета прониклась она светом Христова Учения, и впоследствии, приняв постриг с именем Ефросинии, немало потрудилась подвижница, переписывая и распространяя по родной земле церковные книги. Занималась преподобная Ефросиния и благотворительностью: ее стараниями основано было несколько православных обителей и церквей.

Преставилась эта угодница Божия в 1173 году в Палестине. Позднее ее мощи были перенесены в Киев.

Ныне честные и многоцелебные мощи праведницы находятся в Беларуси, в Полоцком Спасо-Ефросиниевском женском монастыре.

преподобная Ефросиния Полоцкая. Вариант иконографии
преподобная Ефросиния Полоцкая. Вариант иконографии

5 Июня. ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СУВОРОВСКИХ МУЧЕНИЦ: ЕВДОКИИ ШЕЙКОВОЙ, ДАРИИ УЛЫБИНОЙ, ДАРИИ ТИМАГИНОЙ И МАРИИ НЕИЗВЕСТНОЙ

В конце XIX-го столетия недалеко от Дивеевской обители жила известная в тех краях прозорливица. Звали ее матушкой Евдокией. Люди шли к ней за наставлениями толпами, потому что было им ведомо, что за труды подвижничества удостоил Господь эту праведницу не только дара провидения, но и дара врачевания.

При подвижнице этой жила ее келейница – молоденькая девушка Дарья (Тимагина), в свое время не захотевшая выходить замуж за нелюбимого жениха, в жены которому прочили ее богатые родители, и посвятившая себя Создателю. Жили с ними и еще две девушки, одну из которых также звали Дарьей, а вторую Марией.

Страшные дни пришлось пережить этим праведницам в период церковных гонений.

В канун Праздника Преображения Господнего, 18 августа 1919 года, прозорливую чудотворицу матушку Евдокию арестовали. Беснующаяся толпа атеистически настроенной молодежи вывела угодницу из кельи и погнала ее по улицам, избивая хлесткими плетьми, - будто были то вовсе и не потомки благочестивых людей православных, а надменные язычники, глумящиеся на заре христианства над последователями Спасителя.

Девушки, жившие при матушке, не оставили своей наставницы. Они добровольно отправились вместе с нею, своими телами защищая Евдокию от ударов мучителей.

В тот же день разъяренные богоборцы, не затрудняя себя какими-либо обязательствами, расстреляли всех четверых угодниц на местном погосте…

Но эта трагичная история на том не закончилась. Мучениц погребли на том погосте местные жители: не во всех из них истреблена была еще совесть, многие помнили о добрых делах, сотворенных матушкой Евдокией.

Вскоре заметили селяне, что по молитвам у могилок расстрелянных мучениц стали исполняться их прошения и подаваться исцеления недужным. И стало место то в народе почитаться святым: шли к нему люди со всех окрестных городов и селений со своими заботами и скорбями, и получали облегчение страданий.

В 2001 году мощи угодниц были открыты и благоговейно перенесены в Успенскую церковь в селе Суворово Дивеевского района. С той поры праведниц этих верующие знают также под именем Суворовских мучениц.

святые Суворовские мученицы. Вариант иконографии
святые Суворовские мученицы. Вариант иконографии
-13

6 Июня. ПРЕПОДОБНЫЙ НИКИТА, СТОЛПНИК ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ

Этот подвижник был уроженцем Переславля. Его житие повествует, что в молодые годы служил он сборщиком податей и много несчастий причинил жителям окрестных селений. Собирая деньги для князя, не забывал Никита и о себе, а затем на эти неправедно полученные доходы устраивал роскошные пиршества. Подобные беззакония продолжались много лет, но однажды на богослужении услышал он слова пророка Исайи: «Измы́йтеся, чи́сти бу́дите, от­ими́те лука́в­ст­ва от­ ду́шъ ва́шихъ предъ очи́ма мо­и́ма, преста́ните от­ лука́в­ст­въ ва́шихъ. Научи́теся добро́ твори́ти, взыщи́те суда́, изба́вите оби́димаго, суди́те си́ру и оправди́те вдови́цу,» (Ис. 1:16-17).

Господь коснулся в тот миг его сердца, и душа его вострепетала от скопившейся в ней нечистоты. И поспешил Никита исправить пути свои: оставил он дом и несправедливо нажитое имущество. Три дня каялся он в прегрешениях, стоя у ворот Переславского Никитского монастыря. Затем, получив благословение от настоятеля, он вырыл величиною в рост узкую яму и, возложив на себя вериги, дни и ночи проводил в этом месте. Так прошли долгие годы его жития.

За покаяние, непрестанное молитвенное бдение и строжайший пост Господь наградил его даром врачевания всяких недугов и даром утешения скорбящих. Никого из нуждающихся не оставлял подвижник без помощи. Особенную известность получил случай излечения им черниговского князя Михаила Всеволодовича, с юности страдавшего недугом расслабленности. Св. Никита Столпник исцелил его через посланный князю жезл. А тот, едва лишь взяв жезл в руки, почувствовал облегчение мучительного недуга.

Кончина угодника была насильственной. Разбойники, думая, что вериги его сделаны из чистого серебра, убили подвижника. Разглядев добычу, разочарованные нечестивцы бросили вериги в реку, и в ту же ночь разлился над водной гладью неземной свет, испускаемый тремя дивными лучами. Впоследствии вериги извлекли из реки и поместили в Никитскую обитель, где они пребывают уже почти девять столетий рядом с чтимым образом святого Никиты и его ракой.

Этому Божиему угоднику исстари молились люди об исцелении их от паралича и болезней ног.

В двух километрах от Никитского монастыря сохранился колодец с целебной водой, по Преданию вырытый самими преподобным Никитой Столпником. Даже в годы богоборчества люди приходили сюда целыми семьями. Старинная легенда гласит, что сын Иоанна Грозного, будучи от рождения немощным, умыт был нянькою из этого колодца, после чего исцелился от болезни.

преподобный Никита Столпник. Вариант иконографии
преподобный Никита Столпник. Вариант иконографии
-15

7 Июня. ТРЕТЬЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

Предтече и Крестителю Господню Иоанну исстари молятся об исцелении от головной боли.

Одна из известнейших икон этого святого находится в Московском Иоанно-Предтеченском монастыре. Здесь же, в возведенной в честь Крестителя часовне, находится еще одна реликвия столицы – Обруч святого Иоанна Предтечи, по свидетельствам паломников исцеляющий страждущих от различных недугов.

А в церкви святого Димитрия Солунского в подмосковном селе Малахове пребывает кровоточивый образ Иоанна Предтечи, известный тем, что на протяжении нескольких столетий проливал на нем Креститель кровавые слезы перед ожидающими людей войнами или эпидемиями.

честная глава святого Иоанна Предтечи. Вариант иконографии
честная глава святого Иоанна Предтечи. Вариант иконографии
-17

9 Июня. ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА СТОЛОБЕНСКОГО

Преподобный Нил Столобенский – один из самых почитаемых на Руси иноков. Его считают основателем Ниловой пустыни на Столобенском острове. В этих местах подвижник прожил 27 лет в полном одиночестве. Вырыв для себя небольшую пещерку, он построил рядом с ней небольшую часовенку. И только лишь после его кончины этот остров на озере Селигер стали посещать прочие иноки.

Мощи преподобного Нила Столобенского были обретены в 1667 году - в царствование государя Алексея Михайловича, повелевшего воздвигнуть в Ниловой пустыне каменный собор.

преподобный Нил Столобенский
преподобный Нил Столобенский

9 Июня. МУЧЕНИКИ ФЕОДОРА ДЕВА И ДИДИМ ВОИН

В правление императоров Максимиана и Диоклетиана принято было В Римской Империи постановление, обязывающее всех приверженцев Христова Учения либо совершить жертвоприношения римским истуканам, либо быть подвергнутыми за отступничество от веры предков жестоким истязаниям.

Дева Феодора жила в ту пору в Александрии, управлял которой наместник императора Евстратий. Родом она была из семейства благородного, происходила от знатных и уважаемых родителей, известных своею честностью.

Войдя в возраст, приняла эта праведница обет девства, отказавшись от замужества и решив стать невестою Господней. Но, как многие другие христиане, жившие в ту пору, девица эта была схвачена и приведена на судилище.

В то время от императора поступило во все пределы Империи повеление, чтобы всякую деву-христианку, не желавшую поклоняться божествам язычников, отправляли ради поругания в блудилище, и поскольку голубица Господня Феодора тверда была в вере, отказываясь приносить подношения истуканам, ее тоже отправили в то непристойное место.

Всю дорогу взывала Феодора к Искупителю о защите, прося спасти ее также, как уберег Он, в свое время, от поругания святую Феклу и библейскую праведницу Сусанну.

Господь услышал молитвы взывающей девы и послал к ней под видом воина одного юношу-христианина по имени Дидим, который убедил святую Феодору поменяться с ним одеждами и тайно, под видом мужчины, покинуть стены мерзкого пристанища. Девушка сменялась с ним одеяниями и, скрыв лицо, неузнанною покинула блудилище. Хотевшие же войти к ней мужи, увидев, что вошли они к мужчине, разбежались в испуге, думая, что то Бог христианский превратил жену в мужа подобно тому, как превратил Он некогда воду в вино.

Впоследствии защитник святой Феодоры воин Дидим был арестован. Он не стал скрывать пред правителем Евстратием своего поступка, сказав, что так Создатель надоумил поступить его, чтобы спасти невинную Свою агницу. Боголюбивого юношу приговорили к казни.

Когда вели его к месту усекновения честной главы, следовали за ним многие люди. Среди них была и неузнанная девица Феодора. Улучив время, стала она просить Дидима уступить ей страдальческий венец и позволить ей первою принять мученическую кончину. Дидим же уверял, что Господь, однажды защитивший Свою праведницу, сумеет и далее позаботиться о ней, и потому не следует подвижнице погибать.

Так, с христианскою любовью спорили они меж собою о том, кому должно из них первому предстать пред Отцом Небесным. Видя их разговор, обезумевший от гнева наместник Евстратий повелел казнить обоих. Первой преклонила главу под меч мученица Феодора, вслед за тем последовала и казнь воина Дидима. Тела их после этого были сожжены в разведенном стражниками костре.

Пострадавшим за Искупителя мученикам деве Феодоре и воину Дидиму возносят молитвенные прошения об укреплении духовном в борьбе со всякими обольщениями. Просят их также о защите от насилия и о помощи в воспитании чад в духе целомудрия.

святые мученики Феодора дева и воин Дидим
святые мученики Феодора дева и воин Дидим

10 Июня. ПРЕПОДОБНАЯ ЕЛЕНА ДИВЕЕВСКАЯ (МАНТУРОВА)

Елена Васильевна Мантурова, помещица Нижегородской губернии, жила в родовом имении с братом Михаилом. Брат ее сильно болел, подорвав здоровье на службе в Лифляндии, но его юная сестра, обладая жизнерадостным нравом, не унывала. Мысли ее, напротив, были полны светских хлопот и желаний о замужестве. Однако судьба девушки полностью изменилась, когда будущей угоднице едва минуло 17 лет…

В тот год Елене Васильевне было страшное видение: на нее пытался напасть Великий Змей. Когда чудовище, разинув ужасную пасть, хотело уж было поглотить свою жертву, девушка в испуге закричала: «Царица Небесная, спаси меня! Обещаю посвятить свою жизнь Господу и отказаться от светской жизни!» После этих слов Змей взвился в небесную высь и исчез.

Характер Елены с той поры совершенно переменился. Она отгородилась от любимых ею ранее светских увеселений и стала искать уединения. Вместо иноземных романов проводила она теперь время за изучением священных книг, а после и вовсе решила ехать к батюшке Серафиму Саровскому, чтобы испросить благословение на поступление в обитель. Преподобный отец Серафим целых 3 года не давал ей на то позволения, а затем благословил поступить в Дивеевскую обитель к матушке Агафье.

Много трудилась Елена. Усердно копала с сестрами Богородичную канавку. Всем, что имела, делилась она с неимущими. Ночи проводила на камне, прикрытом ветхим ковриком, и долгими часами читала Псалтирь, поскольку большинство прочих монахинь были неграмотными. Так и проходили ее дни, исполненные богоугодных деланий.

Но особенно удивительна и непостижима кончина этой подвижницы. Когда брата ее болезнь совершенно одолела, Елену призвал к себе преподобный Серафим Саровский. Батюшка сказал ей: «Умереть надобно ему матушка, а он мне для обители нашей еще нужен. Так вот послушание тебе: умри ты за Михаила Васильевича!» И долго еще после этого беседовал с нею батюшка, убеждая не бояться перехода в Вечность, где ожидает ее нескончаемая радость.

Вернувшись в свою келью, Елена Васильевна слегла и больше уже не поднималась… Перед кончиной она сподобилась многих дивных видений. Почила праведница накануне Праздника Пятидесятницы. Ей было тогда только 27 лет.

…На следующий день, во время праздничной Литургии, все присутствующие воочию увидели, как возлежащая в саркофаге праведница трижды улыбнулась, и тогда отец Серафим пояснил, что это душа ее, словно птица, с радостью достигла Небесной обители.

Елена Васильевна Мантурова (святая Елена Дивеевская)
Елена Васильевна Мантурова (святая Елена Дивеевская)