В нашем предыдущем материале я обещал рассказать вам о Технологиях, ставших одним из важных аспектов, развитие которого позволило компании CHERY совершить невероятный прорыв из множества никому не известных даже в соседней провинции Китая мелких авто-мото-строительных компаний, в число автопроизводителей, имеющих мировую известность.
Ты помнишь, как всё начиналось?
В самом начале своей истории (1997), CHERY в качестве прототипа первой своей модели выбрала популярную в то время в Европе модель SEAT TOLEDO, права на которую принадлежали немецкой компании Volkswagen. Следуя общепринятому в западном мире бизнес-этикету, специалисты CHERY вели переговоры о возможности приобретения прав на лицензионную сборку этого неплохого для своего времени автомобиля. Однако итог этих переговоров, увы, желаемого результата не принес. В рамках того же временного отрезка CHERY уже приобрела у австралийского FORD простаивавшее предприятие и, перевезла его через океан, смонтировав на благословенной земле близ китайского города Wuhu.
Замахнувшись на такой масштабный проект как производство современного автомобиля «с нуля» отступать варианта не было. Поэтому методом обратного инжиниринга SEAT TOLEDO превращается… превращается… превращается в CHERY, который мы с вами узнали в начале «двухтысячных» как модель AMULET!
Сам по себе метод обратного инжиниринга не был новинкой и имел примеры успешного «копирования» не только автомобилей, но и самолетов, ракетной или электронной техники. Достаточно вспомнить историю создания советского стратегического бомбардировщика Ту-4 по образцу американского B-29 с одновременным переходом всего и вся в его конструкции с дюймовых размеров и стандартов на метрические! При этом инженеры имеют возможность не только детально изучить конструкцию «донора», но и соотнести её с технологическими возможностями собственного производства, адаптировать либо конструкцию, либо технологические процессы. Это и стало первым «взрослым» опытом молодой команды инженеров CHERY, позволившим впитывать опыт, буквально препарируя продукцию одного из ведущих европейских автопроизводителей.
Подобных проектов и в последующие годы был не один и не два. Такие известные у нас модели как CHERY QQ, CHERY TIGGO 3 были аналогичными проектами обратного инжиниринга популярных моделей от Daewoo (GM) и TOYOTA. Таким образом, развивая собственную инженерную школу, совершенствуя технологию производства, CHERY шаг за шагом приближалась к моменту, когда ремесло производства транспортных средств по чужим лекалам, перерастет в искусство собственной инженерной школы, со своим стилем, подчерком и технологиями мирового уровня, а в отдельных случаях и собственными ноу-хау.
Уроки моторостроения
Отдельного рассказа, пожалуй, заслуживает история двигателей внутреннего сгорания, которыми оснащались ранее и оснащаются по сей день автомобили CHERY. В далекие уже 90-е годы в Китае активно происходил процесс локализации производства, как автомобилей некитайских марок, так и самых разнообразных автокомпонентов, узлов и агрегатов для современных «западных» автомобилей. Фары, стекла, стальной прокат, шины, масла, коробки передач, электропроводка и электронные компоненты – все это и много чего еще западные компании начинали производить в Китае.
Все дело в том, что открывая внутренний рынок КНР иностранным автомобильным компаниям, руководство страны поставило простое и одновременно жесткое условие – 100% локализация производства автомобилей на территории Китая.
В то время по емкости автомобильного рынка КНР даже не входила в тройку самых больших потребителей автомобилей в мире. Однако тенденция роста экономического могущества Китая не оставляла сомнений в том, что автомобильный рынок именно этой страны будет демонстрировать самый значимый рост в ближайшие годы, а, значит, инвестиции в производство автомобилей для китайского покупателя точно принесут значительную прибыль и дивиденды. Это был лакомый кусок и те, кто соблазнился им – точно не прогадали. В 2022 году автомобильный рынок КНР в очередной раз стал номером 1 в мире, и имея в активе проданных новыми 26,8 миллиона автомобилей вдвое превзошел продажи на рынке США с результатом в 13,8 млн автомобилей.
Развернутые в ту эпоху и производящие продукцию моторные предприятия TOYOTA, MITSUBISHI, MAZDA, FORD, VW позволили китайским компаниям – партнерам, представляющим местную сторону в созданных под это дело Совместных предприятиях (а это тоже условие китайской стороны), стремительно набираться опыта, перенимать технологии и культуру производства. Избыточные же возможности в виде излишков товарных моторов западных производителей и запчастей к ним успешно превращались в «пламенные сердца» автомобилей для уже исконно китайских марок. Причем на некоторые китайские модели могли в качестве альтернативы устанавливаться два – три типа моторов, изначально спроектированных разными западными марками. Аналогичным образом выглядело и производство коробок передач. Однако, опираясь на вторую из приведенных в первой статье ценностей (напомню – это «Собственные разработки») инженеры CHERY взяли за основу наиболее передовые образцы японских моторов и принялись оптимизировать их конструкцию, одновременно интегрируя в них самые современные технологии, появляющиеся на мировом автомобильном рынке.
Талантливый ученик своего учителя
Собственный опыт и усилия, затрачиваемые на создание современных и перспективных образцов двигателей, привели к пониманию рационального баланса между собственными разработками и использованием опыта технологических партнеров, которые могли бы ускорить внедрение передовых технологий и эволюционную разработку собственных идей и конструкций. В роли такого партнера выступила австрийская инжиниринговая компания AVL List GmBH, являющаяся одной из самых известных европейских экспертных организаций в области разработки, доводки и испытаний силовых установок и трансмиссий. К услугам AVL List GmBH прибегают такие авторитетные производители как Mercedes Benz, VW, BMW, Porsche и многие другие именитые компании.
Сегодня, спустя более 15 лет с начала сотрудничества, AVL List GmBH и CHERY занимаются подготовкой к производству уже четвертого поколения двигателей внутреннего сгорания совместной разработки, известных нашим клиентам как двигатели ACTECO (Avl – Chery – TEchnology – COmpany). В них реализованы все самые современные идеи, позволяющие мощный и динамичный двигатель сделать не только экономичным, но и бережно взаимодействующим с окружающей средой.
Глубина переработки «исконно японских» двигателей, с которых и начиналась эта история такова, что лишь система обозначения модели двигателя, да ключевые геометрические параметры, напоминают нам о «праотцах» современных моторов ACTECO. В конструкции двигателей ACTECO третьего поколения есть и системы управления фазами газораспределения с двумя фазовращателями (DVVT от американской BorgWarner) и турбонагнетатели (от не менее американских GARRET или HONEYWELL), применяются ультрасовременные материалы на основе сульфата молибдена для снижения потерь на трение, отдельная жидкостная система охлаждения с собственным электронасосом для турбины и интеркулера, современная система непосредственного впрыска бензина в камеру сгорания (GDI) и легкий алюминиевый блок цилиндров, с чугунными гильзами, обеспечивающими высокую износостойкость цилиндро-поршневой группы.
Технология прямого (непосредственного) впрыска топлива в камеру сгорания GDI, к слову сказать, появилась в середине 90-х в Японии и, пройдя через тернии лечения «детских болезней» превратилась в одну из самых совершенных технологий, продливших жизнь бензиновым двигателям на автомоторном небосклоне. Ведь именно в GDI инженерам удалось совместить преимущества бензинового цикла Отто с впрыском, подобным тому, что использовал в своей конструкции Рудольф Дизель. Такие двигатели более экономичны и предельно бережны к окружающей среде, благодаря способности эффективно работать на сверхбедной топливо-воздушной смеси. Все современные двигатели ACTECO третьего поколения используют эту технологию. Эти и многие другие современные инженерные решения позволили компании CHERY с партнерами создать первый китайский двигатель, способный выполнить самые жесткие требования современного экологического стандарта CHINA-VI, являющегося аналогом европейского стандарта EURO-VI.
Китайское качество и партнерство с BOSCH и другими
Стремясь предложить своим клиентам удобство управления «двухпедальным» автомобилем, CHERY не погналась за возможностью просто взять готовое решение в виде уже локализованной в Китае «автоматической» или вариаторной коробки передач от японского или европейского производителя, а спроектировала свой собственный вариатор, ставший впоследствии первым серийно выпускаемым в КНР вариатором китайской конструкции. Да, при проектировании этой трансмиссии инженеры CHERY воспользовались опытом и возможностями своего партнера и одного из мировых «патриархов» среди разработчиков автомобильных систем, узлов и агрегатов – компании BOSCH. И стальной пластинчатый ремень вариатора для CHERY был разработан немецкими инженерами (а самые современные вариаторы CHERY по-прежнему используют высококачественные стальные ремни BOSCH последнего поколения). Однако в данном случае первенство не является главным достижением, в отличие от собственной инженерной экспертизы, которой CHERY прирастала на каждом подобном проекте.
Мировая тенденция проектирования все более экономичных и более экологичных автомобилей привела CHERY к новым партнерским связям и технологиям. Например, таким, как механические преселективные роботизированные коробки передач (в случае с CHERY это продукция GETRAG, входящей в международный концерн MAGNA). Или современные и экономичные системы полного привода, поставщиками которых для CHERY являются американский BorgWarner или немецкий ZF.
Каждый такой новый проект, каждый шаг позволял компании CHERY четко следовать своим ценностям, соблюдая великолепный баланс между способностью учиться у лучших и самых опытных, одновременно занимаясь собственными разработками, продвижение которых позволяет создавать высокий уровень гибкости и технологической независимости так очевидно необходимой в условиях современного мира глобальной экономики, так легко превращающей свои преимущества в инструменты давления, ограничений и недобросовестной конкуренции.
Кстати сказать, CHERY имеет в своем составе более 90 производственных компаний, которые являются участниками совместных предприятий с ведущими мировыми компаниями – производителями OEM комплектующих (Original Equipment Manufacturers) для автомобильной индустрии. Так что в активе у CHERY есть производства автомобильной светотехники, электропроводки, панелей приборов и электронных блоков, стекол, рулевых механизмов и их усилителей, элементов подвески, коробок передач, двигателей, кузовных деталей, сидений, пластиковых деталей и декоративных элементов и многих других деталей, без которых производство современного автомобиля просто невозможно!
Новые технологии новой эпохи
Однако классическая конструкция автомобиля с двигателем внутреннего сгорания сегодня не то чтобы устарела, но точно уже имеет серьезную альтернативу в виде более прогрессивных решений, использующих в качестве движущей силы электрический двигатель или комбинацию электрического мотора и двигателя внутреннего сгорания. Такой тандем двигателей, работающих в паре и распределяющих свои права и обязанности наиболее рациональным способом в зависимости от дорожной обстановки и характера поездки стал новым словом в деле улучшения экономических и экологических характеристик автомобиля.
Эти технологии называют «гибридными» и они не только позволяют использовать в качестве альтернативы бензину более доступную «чистую» электроэнергию, но и существенно меняют как возможности самого автомобиля, так и привычки, без которых водитель «обычного» автомобиля даже и не мыслит своего существования.
История электромобилей и их дальнейшего развития в виде «гибридов» только на первый взгляд может показаться «молодой и незрелой», однако на самом деле первые электромобили были созданы и уже самостоятельно передвигались тогда, года прародитель двигателя внутреннего сгорания даже еще не был доведен до пригодного к эксплуатации на транспорте состояния. А вот современные «гибриды» становятся все более популярны ввиду универсальности технологий, применяемых в их конструкции. Однако эта страница истории еще открыта для пытливого ума ученых и инженеров, изыскивающих все новые и новые идеи усовершенствования этой новой технологии.
И инженеры CHERY в данном случае не только активно участвуют в подобных разработках, но и являются авторами действительно уникальных инженерных решений, ставших основой для передовых по своей конструкции моделей автомобилей CHERY PHEV (подзаряжаемых «гибридов»). «Внедрение инноваций, которые делают жизнь экологичнее» — так звучит третья ценность компании CHERY. Именно внедрению инновационных технологий и совершенствованию экологических характеристик автомобилей CHERY я посвящу третью часть моего рассказа…