Найти тему
Музей истории религии

Кирилл, Мефодий и две славянские азбуки

24 мая — День славянской письменности и культуры, который отмечают в день памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия — создателей славянской азбуки.

Канонизированы Кирилл и Мефодий и почитаются как святые и на Востоке (в Восточных церквях), и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учители слове́нские». Принятая очерёдность упоминания: в научных и научно-популярных текстах — сначала Кирилл, а потом Мефодий; в церковно-богослужебном обиходе — в обратном порядке (вероятно потому, что Мефодий имел более высокий сан, нежели его младший брат).

В 863 году византийский император Михаил III направил родных братьев Кирилла (в миру Константин) и Мефодия из города Солуни (совр. Салоники) в Великую Моравию. Великая Моравия - это раннефеодальное славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на низменности Среднего Дуная. Отправились они туда затем, чтобы изложить на славянском языке христианские тексты. Чтобы это стало возможным, Кирилл составил для славян алфавит — глаголицу. Он был использован для перевода Священного писания и богослужебных книг.

Другой славянский алфавит — кириллица — по традиции связанный с именем св. Кирилла, в действительности появился в Болгарии уже после его смерти. Постепенно кириллица вытесняет собой глаголицу. Таким образом, алфавиты почти всех южных и восточных славян восходят к кириллице.

Широкое почитание Кирилла и Мефодия начинается с середины XIX века, когда имена славянских первоучителей становятся символом самоопределения культур славянских народов. Впервые празднование дня памяти Кирилла и Мефодия было совершено болгарами 11 мая 1858 года в Пловдиве.

Первые практические шаги к возобновлению церковного почитания славянских первоучителей предпринял епископ Смоленский Антоний (Амфитеатров), обратившийся летом 1861 года к обер-прокурору Синода с рапортом, в котором обращал внимание на то, что в Минеях под 11 мая отсутствует служба Кириллу и Мефодию, а в Месяцеслове для них нет ни тропаря, ни кондака. То есть в богослужебной практике стран, использовавших богослужебные книги, напечатанные в России (в Сербии, Болгарии и России), славянским первоучителям не совершалась специальная служба. Такую службу необходимо было составить и ввести в богослужебное употребление. Начинание поддержал митрополит Филарет (Дроздов).

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий в житии. Конец XIX в. Дерево, темпера
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий в житии. Конец XIX в. Дерево, темпера