Сплетничают, Луи XIV с юности ненавидел мыться и страшно смердел. Не верю. Дурной запах от короля-солнца пошел позже, когда ему вырвали зубы и поранили небо; возможно, он не приходил в восторг от водных процедур, однако noblesse oblige - обтирался как минимум. И П. Зюскинд в романе «Парфюмер» черт-те чего наговорил про Луи XV: «вонял сам король». Опровергли уже. А что до других коронованных особ…
Карл VI Безумный, король Франции (14-15 век)
По молодости пребывал в здравом уме, потом повредился рассудком. Еще полбеды, что жену не узнавал, гнал прочь, воображал себя стаканом и боялся разбиться.
Беда пришла, когда во время обострений Карл вовсе прекращал за собой следить: не мылся, не брился, чудищем шастал по дворцу в лохмотьях, спал на грязных простынях. Еще мочился где попало. Зато безумие не лишило его потенции: королева Изабелла Баварская рожала одного за другим. Затем в королевской постели ее заменила Одетта де Шамдивер. Говорят, фаворитка прикипела к неряхе-королю, он к ней тоже; надо думать, Одетте удавалось уговорить Карла хотя бы горшок не игнорировать.
Однажды монарху подстроили страшный спектакль – во дворце появились люди с черными «дьявольскими» лицами. Ужастик возымел эффект: напуганный Карл согласился помыться.
Прожил безумный король немало – 53 года.
Людовик XI, король Франции (15 век)
Интриган, жадина, ханжа с бестрепетным сердцем и камнем за пазухой – недаром заслужил прозвище Благоразумный. Коварством и жестокостью объединил Францию, заложил основы абсолютизма. Имел кучу любовниц, на свидания с которыми являлся дурно одетым, отвратительно пахнувшим; грязно-серое королевское белье не мечтало о стирке.
Скупой монарх даже на встречах с иностранцами щеголял в древней выцветшей шляпе, над чем гости украдкой хихикали. Дамы того времени к резким запахам были привычны, однако и у них имелся предел стойкости. Одна из любовниц прочла Людовику нотацию о чистоте и о том, что исходящий от него «сальный дух» ей невыносим. Любовницу король сменил, но, говорят, начал мыться.
Генрих IV, король Франции (16-17 век)
Любимый король французов, неподражаемый Наварра, издавал запах загнанного кабана. Неряшливость Генриха вошла в историю вместе с ним: одежда в дырках, тело грязное, в волосах птицы могли вить гнезда; мыть голову для короля – сущая мука. Кстати, его сын Людовик XIII унаследовал сей порок и ввел моду на длинные лохмы.
Генриетта д’Антраг, королевская любовница, заявляла необидчивому Анри IV, что от того «воняет падалью». Супруга Мария Медичи в постели с королем задыхалась; выход один – обливаться духами. Туалетный столик королевы был забит склянками, а сама Мария благоухала, как розарий. Деликатнее всех повел себя поэт и историк д’Обинье, который изрек: «Настоящего дворянина находят по запаху». В этом смысле, как и во всех других, Генрих IV был первым дворянином королевства.
Что-то застряла я во Франции; пора к другим берегам. И к дамам.
Изабелла Кастильская, 15-16 век
Знаменитую испанку знают также как «королеву-которая-мылась-два-раза-в-жизни». Первый раз на крестины, второй - перед свадьбой. Ходила еще байка: то ли рыцарь, то ли священник впал в шок при виде чумазых королевских ручек. Изабелла гордо изрекла - «а видели бы вы мои ноги!»
Но вся эта антисанитария относилась, как выяснили, к осаде в 1491 году мусульманского анклава Гранады. Изабелла дала клятву не мыться, пока их с Фердинандом доблестные войска не возьмут город; осада длилась 8 месяцев. Как выглядела королева и ее гардероб в те дни, остается догадываться.
Про «два раза» тоже немножко правда - вероятно имелось в виду мытье в ванне. Это мусульманская традиция, которой истовая католичка Изабелла следовать не желала. Пару раз, перед главными событиями в жизни – и хватит. А вот плескаться в тазике или обтираться влажными тряпицами – сколько угодно. Как часто Изабелла выглядела чистой, история умалчивает. Но окончательно водными процедурами королева не пренебрегала.
И – всем грязнулям в противовес –
Амалия Баварская, 19 век
Осталась в истории «белой принцессой» - то есть, помешанной на чистоте.
Крошечное пятно на платье вызывало у чистюли Амалии истерику: наряд сразу меняли. Одевалась только в светлое, мылась ежедневно. Браво, Амалия. Все бы ничего, будь девушка в здравом уме. А она страдала манией, к которой с годами прилепились и другие странности. Вылечить бедняжку тогдашняя медицина была бессильна.
Правы древние греки: все хорошо в меру.
Автор – Марина Туманова
Сердечное спасибо за лайки, комментарии, подписки.