Есть в России такая река-Онега (не путать с одноименным озером). Начинается эта водная артерия из озера Лаче, и несет свои воды через запад Архангельской области к Белому морю. Справа и слева от реки на десятки километров простирается глухая лесная чащоба, перемежаемая топкими болотами, а на берегах то тут, то там ютятся небольшие села и деревеньки.
Жизнь в северной деревне тяжелая. Далеко не везде есть стабильное электричество, не говоря уже о современных коммуникациях, а потому многие живут тут по старинке: топят печь да баню дровами, стирают на реке или в корыте, а едой запасаются с попутной машиной в город или в ближайшем сельпо. Труднодоступными эти места были издревле. Еще в 10 веке новгородские и белозерские колонисты основали на берегах Онеги первые поселения, и уже тогда все торговые пути вели исключительно по воде. С течением времени мало что изменилось, а в имперский период архангельская глубинка на пару сотен лет и вовсе выпала из сферы интересов властей.
Благодаря удаленности от крупных городов, в местных лесах скрывались раскольники, а свободные хлебопашцы занимались рискованным земледелием, обработкой леса, гончарным ремеслом и рыболовством без особой оглядки на имперский центр. Даже при советской власти, внесшей определенное оживление в архаичный быт обитателей Поонежья, автомобильные дороги здесь были довольно условными. Наверное, именно благодаря своей затерянности на берегах Онеги сохранилось самое большое количество памятников деревянного зодчества на всей территории России.
Деревянная церковь, часовня или вековая изба с резными наличниками, причелинами и полотенцами присутствует почти в каждой поонежской деревеньке. Некоторые постройки вполне стандартны, в то время как другие-поражают воображение. Особенно учитывая, что возведены они по старинным канонам обычными деревенскими плотниками при помощи топоров двести, а то и триста лет тому назад. Одним из архитектурных шедевров края является церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Бережная Дуброва. Здание построено в далеком 1678 году (в правление царя Федора Алексеевича Романова). При том, что север славится преимущественно шатровыми храмами, построенными по принципу «восьмерик на четверике», архитектурное решение Богородичной церкви выбивается из общей тенденции.
Постройка представляет из себя четырехстенный сруб с огромными повалами, и относится к типу «кубоватых храмов». Над кубом возвышаются бочки, увенчанные небольшими главками, и ориентированные по сторонам света. По углам куба и в его центре-также расположены главки, что придает церкви изящные, и в то же время внушительные черты. За три с лишним сотни лет существования храм подвергался множеству перестроек, но основной объем предстает перед нами практически в первозданном виде.
В 1882 году стены церкви были общиты тесом, а на карнизе повалов и по сию пору можно различить следующую надпись:
«Сей храм обшит тесом и выкрашен, а внутри украшен иконостасом в лето 1882 г от благодарных к памяти своим предкам и славе имени бережно-дубровенских прихожан усердием своим и средствами в память 200-летнего юбилея храма».
Село Бережная Дуброва по северным меркам было огромным, и состояло из пяти деревень с населением в полтысячи человек. В настоящее время сельское хозяйство в регионе почти полностью загнулось благодаря младореформаторам из 90-х и их верным наследникам-оптимизаторам современности, грезящим о новых городах в тайге, и напрочь позабывшим о десятках и сотнях исчезающих старинных сел.
Сейчас в Бережной Дуброве проживает 26 человек, а удивительной красоты церковь реставрируется на деньги и силами благотворительного фонда «Вереница» и волонтеров, поскольку у РПЦ и святейшего Патриарха, очевидно, есть более важные дела, чем возрождение каких-то древних деревянных храмов в вымирающих деревнях.
#архангельскаяобласть #каргополь #плесецк #деревянное #история #церкви #разруха