Не нужно исследований (хотя они тоже есть), чтобы сделать вывод, что мастер на производстве одна из главных фигур.
Меня зовут Наталья Якимова, я руководитель направления обучения и развития персонала на производственном предприятии. И я хочу рассказать, как мы пришли к решению создать Школу мастеров.
На нашем предприятии большинство мастеров производства выросли из рабочих. Высокие технические, технологические знания, знание номенклатуры и особенностей взаимодействия между различными службами, но при этом отсутствие управленческих навыков.
Итого, мы с крутыми технически подкованными специалистами, заинтересованными в результате и с высокой лояльностью к компании, но эти прекрасные люди - не умеют быть руководителями.
Для нашей компании особую важность имеют - сроки выпускаемой продукции и ее качество, быстрая реакция в нештатных ситуациях и понимание людей и управление ими.
На мастера возлагаем ряд функций:
· Ежедневное определение целей для рабочих и средства их достижения;
· Формирование заданий, распределение между рабочими и контроль;
· Экспертная помощь и обучение рабочих;
· Оценка качества работы рабочих;
· Формирование благоприятного психологического климата.
При таком обилие функций и требований в большей мере требуется высокая техническая квалификация, но по мере того, как мы возлагаем на мастера все больше ответственности, связанной с управлением, значимость технической квалификации уменьшается. На первый план выходит работа с людьми, а это навыки эффективного взаимодействия с сотрудниками и умение создать команду.
Давайте разберем основные производственные обязанности мастера:
· Выполнение в установленные сроки и в установленном объеме продукции высокого качества в заданной номенклатуре;
· Соблюдение технологических процессов;
· Рациональное использование сырья, материалов, электроэнергии, инструмента;
· Повышение производительности труда;
· Обеспечение полной загрузки оборудования, тем самым снижение себестоимости.
Для выполнения этих обязанностей мастер обязан также:
· Своевременно доводить до рабочих производственные задания, обеспечивать их выполнение в указанные сроки;
· Создавать условия для выполнения рабочими производственных планов;
· Обучать работников;
· Содействовать внедрению новой техники и технологии;
· Проводить производственный инструктаж рабочих;
· Контролировать качество выполнения работы;
· Повышать культуру производства;
· Обеспечивать выполнение трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка;
· Пересматривать нормы трудовых затрат;
· И так далее.
И что же в итоге мы ждем от мастеров производства и как готовы им помочь?
Главная обязанность мастера – ежедневное выполнение плана по количеству и качеству, а также увеличение производительности. Мы видим у своих мастеров высокий уровень технической и технологической квалификации, но считаем, что управленческие навыки требуют развития.
Мы приступили к разработке программы для Школы мастеров.
Однако, параллельно, решили ввести в производство пирамиду оперативных совещаний. База этой пирамиды – утренняя оперативка мастера с рабочими. Для мастера составили чек-лист с обязательными темами для проведения совещания и знаете какой результат? Мастера столкнулись с несколькими трудностями. Первое, не смогли объяснить и мотивировать рабочих на присутствие на оперативке, второе – испытали сложности с выходом перед рабочими и разговора с ними. Это еще раз подтвердило правильность нашего решения - создать Школу мастера
Теперь о Школе. Школа мастера — это система обучения для мастеров и будущих мастеров из кадрового резерва. Состоит из 7 модулей.
Для нас это тестовый запуск, будем дорабатывать программу в процессе обучения и по мере возникновения новых потребностей и задач на производстве.
Не сомневаюсь, что столкнемся со сложностями, но, не сомневаюсь, что будут радости и новые достижения!
Пишите, если вам есть чем поделиться. Спрашивайте и я поделюсь с вами своими знаниями!