Найти тему

Развенчиваем мифы: нужно ли знать Python и Javascript, если вы собираетесь стать IT-рекрутером

Оглавление

Если вы переходите в IT-рекрутмент из классического кадрового дела или любой другой сферы, перспектива общения с тестировщиками, разработчиками и дата-аналитиками может здорово напугать. Кажется, что выучить весь этот сленг невозможно, а уж понять, что именно он означает — тем более.

Вместе с консультантами из агентства Get Experts Елизаветой Петренко и Евгенией Савельевой, редакция Action Digital School разобралась, должен ли хороший IT-рекрутер общаться с айтишниками на одном языке.

Если бы мы идеально разбирались в IT — мы бы не были рекрутерами

Важно понять: IT-рекрутер не должен знать столько же, сколько разработчик или тестировщик. Если бы мы знали столько же, мы бы были на месте тех кандидатов, которых нанимаем.

Необходимо ориентироваться в базовых вещах: что требует позиция, какие системы и языки программирования нужны для работы на этой позиции, чем они отличаются друг от друга. Дело в специфичности IT-вакансий: эти специалисты осознают свою востребованность и хотят общаться с теми, кто сможет правильно оценить их навыки и опыт.

Научиться этому искусству вы можете на курсах «IT-рекрутер» в школе Action Digital School. Преподаватели познакомят вас с разными категориями профессий в IT: разработка программного обеспечения, веб-разработка, базы данных, кибербезопасность, и многими другими. Вы узнаете о роли и ответственности каждой категории, и как они вписываются в общую картину IT-индустрии. А еще у нас есть полезный «Атлас IT-профессий», на который вы сможете опираться в работе, когда станете IT-рекрутером.

Иногда важно честно признаться, что чего-то не понимаешь. Тогда IT-специалисты сами стараются разъяснить сложные нюансы. Это помогает в дальнейшем общении с другими кандидатами на аналогичные позиции: уже не теряешься, когда речь заходит про клиент-серверную архитектуру или дашборды в BI. Но тут важен баланс: нельзя ставить себя ниже человека, с которым проводишь интервью. Вы находитесь на равных, просто у вас разная экспертиза. Наша экспертиза — в поиске.

В общем, всё приходит с опытом: когда ты постоянно работаешь с одними и теми же позициями, ориентироваться становится легче.

Часто всё зависит от того, где вы работаете: в инхаусе (то есть в компании, которая ищет сотрудников для себя) или в агентстве (там вы ищете специалистов для разных компаний). Везде разная система: кто-то становится рекрутером сразу, кто-то сначала занимается только сорсингом, а уже потом вырастает до общения с кандидатами. Например, в нашем агентстве Get Experts система грейдов выстроена таким образом: есть аналитики, а есть консультанты. Новичок — это аналитик. Он ищет людей, с которыми консультант будет проводить интервью. Потом аналитик начинает посещать интервью вместе с консультантом, слушать, вникать. А потом и сам вырастает в консультанта, который обучает других.

📌С чем точно столкнётся начинающий IT-рекрутер

  1. Незнакомые аббревиатуры, термины и другие страшные буквы. На самом деле, ничего страшного в этом нет. Для того, чтобы вникнуть на первых этапах, достаточно открыть позицию, прогуглить всё незнакомое и постараться систематизировать. А по мере общения с кандидатами знания уложатся в голове сами.
  2. Интенсивный и разнообразный поток задач. Рекрутер брифует заказчика вакансии, ищет людей, прописывает кандидатов, назначает и проводит интервью, готовит документы для выхода тех кандидатов, которым сделали оффер — и часто всё это нужно делать одновременно.

Какие обязанности ждут IT-рекрутера на рабочем месте

🔎 Сорсинг (поиск кандидатов)

Через джоб-сайты, профессиональные сообщества, закрытые каналы и Linkedin. Для каждого ресурса свой способ: на hh можно искать по названиям позиций, а в Google, например, требуется X-Ray — это когда рекрутер сканирует сайты на наличие ключевых слов.

В агентствах у старших рекрутеров есть аналитики, которые занимаются поиском. Аналитика выделяют в зависимости от того, как рекрутер справляется: сколько он зарабатывает денег и сколько у него позиций в портфеле.

🎤 Интервью

Проведение интервью — это главный хард-скилл в IT-рекрутменте. Например, рекрутер должен знать, как провести интервью со сложным кандидатом, который не хочет делиться своими зарплатными ожиданиями. В процессе работы приходится разговаривать с абсолютно разными людьми. Если кандидат недостаточно мотивирован, рекрутер играет роль мотиватора — чтобы специалист захотел пообщаться с потенциальным работодателем и узнать о нем больше. Для этого есть разные методики, которым обучают внутри компании. Проводить идеальное интервью с кандидатом научим на курсах «IT-рекрутер» в школе Action Digital School.

🏃 Полное сопровождение кандидата

Поиск — только часть работы. После интервью рекрутер направляет клиенту резюме кандидата с сопроводительным письмом, в котором описывает, насколько кандидат соответствует требованиям и какая у него мотивация, чтобы дальнейшее общение с человеком было максимально прозрачным. Если кандидат подходит, рекрутер уточняет слоты для следующих этапов интервью, отрабатывает возражения, при необходимости делает контроффер и контролирует процесс выхода на новое место.

📞 Связь с кандидатом после плейсмента

Пока человек проходит испытательный срок, рекрутер общается с ним, чтобы понимать, всё ли в порядке и получилось ли сработаться с клиентом. То же самое нужно уточнять у заказчика. Нельзя просто «отдать» кандидата и забыть о нём.

📑 Ведение кадрового резерва

Обычно мы начинаем интервью с кандидатом с того, что говорим: «Если мы не сможем пообщаться с вами на эту позицию, то всегда сможем пообщаться на что-нибудь другое». Часто мы показываем одного кандидата на несколько позиций, если они похожи. Если долго не получается закрыть какую-то вакансию, сначала мы вернемся к знакомым кандидатам, а только потом пойдём искать нового человека.

📂 Работа с документами

Это может потребоваться для разных целей. Например, для подготовки плейсмента кандидата или отчётности по проекту. Мы в агентстве работаем в 1С, в других компаниях может быть другая система электронного документооборота. А некоторые рекрутеры вообще не сталкиваются с такими задачами.

📊 Аналитика для клиента

Встречаются позиции, которые сложно закрыть. Если подходящего кандидата долго не получается найти, рекрутер выступает в роли эксперта, который объясняет, в чём причины, почему кандидаты запрашивают столько денег, какая ситуация складывается на рынке и как можно приблизиться к закрытию вакансии.

💡 Что в итоге:

1. Знать всё не нужно. Задача IT-рекрутера — освоить базовые понятия, чтобы понимать, что требует от него заказчик, и оценить, подходит ли специалист под эти требования.

2. Важно соблюдать баланс. С одной стороны, лучше честно поделиться с кандидатом, что чего-то не понимаешь, с другой — надо поставить себя так, чтобы тебя уважали как эксперта. И чтобы с тобой общались в будущем.

3. Работа рекрутера — это аналитика. Нужно не только выспрашивать у кандидата, как хорошо он владеет Java и Python. Приходится заниматься аналитикой рынка, поддерживать связи с теми кандидатами, которые уже вышли на рабочее место, вести и обновлять базы, готовить отчётности по проектам.

Мы в Action Digital School помогаем бухгалтерам, юристам и кадровикам повысить квалификацию и стать востребованными на рынке IT-специалистами: приходите к нам, чтобы узнать, сколько всего вы на самом деле уже умеете и как научиться делать ещё больше.

А еще приглашаем присоединиться к нашему телеграм-каналу Action Digital School. В нем мы не только рассказываем об IT-навыках, которые необходимы любому современному специалисту, но и делимся полезными карточками, чек-листами и гайдами, о том, как перезапустить карьеру. Подписывайтесь!