Найти тему
11,1K подписчиков

Boeing 777X против Airbus A350 — какой самолет лучше?

6,7K прочитали

В777X - самый большой самолет Boeing, который должен стать лидером на рынке дальнемагистральных самолетов большой вместимости. Но гиганту с легендарными складывающимися законцовками крыла придется опередить своего конкурента Airbus А350, если он хочет завоевать большую долю рынка. Который из них лучше?

В777X - самый большой самолет Boeing, который должен стать лидером на рынке дальнемагистральных самолетов большой вместимости.

Представляем претендентов

B777X — самый большой из когда-либо построенных двухдвигательных самолетов в мире. Его огромные двигатели и беспрецедентный размах крыльев обещают обеспечить непревзойденную экономичность и открыть новую эру высокоэффективных дальних перелетов. Хотя он уже испытан, он будет доставлен авиакомпаниям не раньше начала 2025 года, если не будет отложен еще дальше.

A350 в настоящее время является самым большим широкофюзеляжным самолетом, построенным европейской компанией с тех пор, как производство A380 было прекращено. Изготовленный с использованием новейших композитных материалов, это самый легкий широкофюзеляжный самолет в настоящее время.

Airbus говорит, что это приводит к снижению эксплуатационных расходов на 25% и более тихой и эффективной работе. Самолет предназначен как для средне-, так и для дальнемагистральных рейсов, конкурируя в этом сегменте также с В787 и В777.

Фото: Lufthansa
Фото: Lufthansa

Что популярнее у авиакомпаний?

B777X, который в настоящее время проходит испытания, еще не доставлен ни одной авиакомпании. В то же время A350 используется с 2015 года, и по всему миру эксплуатируется не менее 530 единиц этого типа.

Фото: Boeing
Фото: Boeing

Первоначально В777X разрабатывался как В777-9, хотя у производителя есть планы по уменьшению версии В777-8 в будущем. Примечательно, что такие компании, как Qatar Airways и Lufthansa, также готовятся получить В777-8 Freighter. Есть также приблизительные планы растянуть фюзеляж для В777-10, если в будущем будет достаточный спрос.

A350 доступен в двух вариантах: A350-900, который был первым, и A350-1000, который поступил в авиакомпании в 2018 году.

Заказы на В777X

Книга заказов Boeing претерпела некоторые колебания из-за эпидемии коронавируса и неоднократных задержек с доставкой. Однако на сегодня на В777Х поступило более 350 твердых заказов от крупных авиакомпаний, таких как Emirates, Qatar Airways, Singapore Airlines и др. Цифры постоянно меняются, поскольку перевозчики добавляют и удаляют самолеты в соответствии со своими требованиями.

Фото: Boeing
Фото: Boeing

Сюда не входят данные по грузовому В777X, который почти наверняка будет иметь коммерческий успех, как и его предшественник В777F. Тем не менее, он будет основан на В777-8, для утверждения и разработки которого потребуются еще годы.

Заказы на Airbus A350

A350-900 поступил на вооружение Qatar Airways в январе 2015 года. Его старший брат, A350-1000, совершил свой первый коммерческий рейс 24 февраля 2018 года. С тех пор этот тип был доставлен крупнейшим авиакомпаниям по всему миру, включая Qatar Airways, Singapore Airlines и Cathay Pacific.

Фото: Airbus
Фото: Airbus

Согласно последнему листу заказов Airbus, компания получила в общей сложности 928 заказов на широкофюзеляжные самолеты, и 967, если включить создаваемый A350F. Было доставлено 362 единицы, большинство из которых меньшего размера - А350-900. Вот как это выглядит состоянию на конец апреля 2023 г.

В777X - самый большой самолет Boeing, который должен стать лидером на рынке дальнемагистральных самолетов большой вместимости.-6

Таким образом, с точки зрения количества заказов, A350 значительно опережает В777X. Однако это несколько некорректное сравнение, поскольку он был выставлен на продажу гораздо раньше, и, следовательно, у него было больше времени для получения значительных заказов. Эпидемия также повлияла на продажи и заказы в отрасли в течение двух лет. Поскольку восстановление идет полным ходом, а Boeing все еще согласовывает сроки внедрения В777X, сравнение заказов в ближайшие годы станет более понятным.

  • Чтобы включить русские субтитры необходимо: открыть видео в отдельном окне, нажать значок "настройка" внизу - затем "субтитры" - английский (создано автоматически) - перевести - выбрать "русский".

Нововведения

И A350, и В777X оснащены невероятными технологиями нового поколения. В то время как многие из улучшений, замеченных в этих самолетах, направлены на повышение эффективности использования топлива, комфорт для пассажиров также сыграл свою роль в дизайне.

Технологии на борту В777X

В777X станет самым большим двухмоторным самолетом в мире. Основываясь на успехе своего предшественника, В777, и, используя некоторые усовершенствования, замеченные в В787, самом амбициозном самолете Boeing на сегодняшний день. Некоторые из ключевых улучшений включают в себя:

  • Композитные крылья: использование композитных материалов в конструкции крыла позволяет В777X иметь самый большой размах крыла среди всех пассажирских самолетов.
  • Складывающиеся законцовки крыла: чтобы сохранить В777X в более низкой размерной категории и не ограничивать количество аэропортов, которые он может использовать, Boeing разработал его со складывающимися законцовками крыла.
  • Самые большие двигатели: гигантские двигатели GE9X совершенно новые и разработаны специально для В777X. Это самые большие и самые эффективные авиационные двигатели в мире, в которых для большей мощности и меньшего расхода топлива используется композитная технология вентилятора .
  • Аэродинамическая эффективность: изогнутые законцовки крыла, огромный размах крыла и совершенно новые двигатели обеспечивают значительную экономию топлива и высокую эффективность.
  • Удобство салона: вдохновленный Dreamliner, салон В777X будет шире, с большими окнами, декоративным освещением и улучшенной архитектурой для более комфортного пребывания пассажиров.

A350, несмотря на его более ранний выпуск на рынок, также раздвинул границы технологий на борту.

  • Легкая конструкция: A350 на 53% состоит из композитных материалов, которые легче и прочнее традиционного алюминия. В нем также много сплавов титана и алюминия, что делает самолет очень легким и прочным.
  • Адаптивные крылья: вдохновленные дикой природой, крылья A350 фактически «машут» во время полета. Это не так много, чтобы вы могли бы заметить, но небольшие движения крыльев позволяют уменьшить сопротивление и снизить расход топлива.
  • Бесшумные двигатели: двигатели Rolls-Royce Trent XWB тише и экономичнее своих нынешних конкурентов.
  • Аэродинамическая эффективность: как и в случае с В777X, Airbus работал на тем, чтобы сделать А350 максимально аэродинамичным. В частности, при разработке A350XWB компания использовала вычислительную гидродинамику — метод, улучшающий внешнюю форму для минимального сопротивления.
  • Комфорт в салоне: ультрасовременный кондиционер и декоративное освещение, а также интеллектуальная герметизация работают согласованно, чтобы уменьшить влияние смены часовых поясов. Прямые боковые стены, более широкий салон и большое пространство для хранения вещей обеспечивают комфорт пассажиров.
В777X - самый большой самолет Boeing, который должен стать лидером на рынке дальнемагистральных самолетов большой вместимости.-7

Вместимость, запас хода и топливная экономичность

Оба самолета предлагают огромное количество посадочных мест и большую грузоподъемность, но В777X все-таки больше.

Пассажировместимость

В двухклассной конфигурации A350 вмещает от 315 до 369 пассажиров. Максимальная пассажировместимость у А350-900 составляет 440 человек и 480 у А350-1000.

В777X, хотя и еще не испытанный во плоти, предлагается 384 места в В777-8 и 426 мест в В777-9 в двухклассной конфигурации. Максимальная пассажировместимость еще не названа, но она наверняка будет больше, чем у A350.

Boeing предлагает большие багажные полки на В777X. Фото: Boeing
Boeing предлагает большие багажные полки на В777X. Фото: Boeing

С точки зрения компоновки, A350 как правило имеет конфигурацию из девяти рядов в эконом-классе с шириной кресла 46 см на каждого пассажира. Тем не менее, некоторые авиакомпании втиснули дополнительный ряд, уменьшив ширину кресел до жалких 42 см.

В стандартной компоновке В777X будет иметь 10 рядов. Это то же самое, что и существующий В777, но более широкий салон В777X должен обеспечить более комфортные условия для пассажиров.

Грузоподъемность

Что касается груза, A350-1000 может взять на борт 68 тонн и 44 контейнера LD3. Меньший А350-900 имеет полезную нагрузку 53,3 тонны и вместить 36 контейнеров LD3. Для сравнения, В777-9 будет иметь грузоподъемность 48 контейнеров LD3. Его максимальная нагрузка еще не опубликована.

Еще одна ключевая цифра для сравнения — MTOW, максимальная взлетная масса. Это то, с чем у европейского производителя была проблема в отношении А380. Самолет был настолько тяжелым, что его взлетная масса была превышена до того, как было заполнено доступное грузовое пространство; поэтому, он никогда не строился как грузовой вариант.

Фото: KITTIKUN YOKSAP/Shutterstock
Фото: KITTIKUN YOKSAP/Shutterstock

У В777-9 максимальная взлетная масса составляет 351 т, в то время как у Airbus - 280 т А350-900 и 316 т А35-1000. Однако важно учитывать разницу в весе самого самолета. Вот опубликованные данные о весе этих самолетов, а также еще несколько для сравнения:

  • Airbus A350-1000 - 129 т
  • Boeing 777-9 - 181,4 т
  • Boeing 787 - 129 т
  • Airbus A330 - 121,9 т

Несмотря на то, что это явно большой и тяжелый самолет, A350 значительно снижает вес всей конструкции благодаря использованию современных материалов.

Эффективность топлива

Хотя настоящее сравнение не произойдет до тех пор, пока Boeing 777-9 не выполнит несколько рейсов, мы можем сделать некоторые предположения, основанные на опубликованных запасах топлива и дальности полета.

У В777-9 запас топлива составляет 159 т при максимальной дальности полета 13,5 тыс. км. Для очень грубого расчета это означает, что он сжигает около 11,7 кг на один километр.

A350-1000 имеет запас топлива 124 т и максимальную дальность полета 16,1 тыс. км. Это соответствует сжиганию около 7,7 кг на один километр.

 Фото: Dan Nevill - Wikimedia Commons
Фото: Dan Nevill - Wikimedia Commons

Конечно, это еще не все, потому что авиакомпании озабочены расходом топлива на одного пассажира. Принимая это во внимание (при двухклассной компоновке), сжигание топлива у A350 на одно место составляет 0,09 фунта на морскую милю, а у Boeing В777-9 - 0,11 фунта на сиденье на морскую милю.

Естественно, каждый производитель считает, что их широкофюзеляжные самолеты более эффективны, чем у их конкурентов, и существует слишком много переменных с точки зрения длины перелета, перевозимого груза и тому подобного, чтобы можно было провести окончательное сравнение. Как говорится, чтобы узнать вкус пудинга, надо его съесть.

Вердикт: ничья; более высокая пассажировместимость В777X делает его победителем, но меньший вес без нагрузки у A350 выдвигает его вперед.

Другая статистика

Для удобства сравнения мы свели все цифры в одну таблицу. Для простоты это В777-9 против А350-1000.

В777X - самый большой самолет Boeing, который должен стать лидером на рынке дальнемагистральных самолетов большой вместимости.-11

Расходы

Опубликованные цены на каждый самолет следующие:

  • A350-1000 стоит $366,5 млн, а A350-900 — $317,4 млн.
  • В777-9 продается по цене $442,2 млн, а В777-8 будет стоить $410,2 млн.

Конечно, авиакомпании часто добиваются значительных скидок от цен прайс-листа, особенно если они размещают заказы на несколько самолетов. Однако стоимость В777-9 должна быть снижена более чем на $70 млн, прежде чем он будет стоить столько же, сколько A350-1000 без скидки.

Вердикт: A350 побеждает; он намного доступнее

 Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Сверхдальние маршруты

И A350-1000 и В777-9 нацелены на растущий рынок сверхдальних перевозок. Первопроходцем стал Qantas, разместивший крупный заказ для своего проекта Project Sunrise, миссию по соединению Нью-Йорка и Лондона напрямую с Сиднеем и другими городами на западном побережье Австралии. Boeing и Airbus активно продвигали свои новые модели, но последний выиграл и получил крупный заказ на узкофюзеляжные и широкофюзеляжные самолеты.

Одной из проблем с В777X является факт, что он не сертифицирован и еще не доставлен. Учитывая, что его поставки уже отложены до 2025 года, а Project Sunrise запланирован на следующий год, A350 может быть правильным выбором на данный момент. Однако это может измениться в будущем, когда B777-9 докажет свои достоинства и эффективность в эксплуатации.

Фото: Airbus
Фото: Airbus

Сегодня более длительные полеты стали новой нормой, и эти модели будут лидировать на рынке самолетов большой вместимости, заменив В747, а затем и А380.

Вердикт

Время покажет, выдержит ли Boeing 777X вызовы отрасли. Программа уже преодолевает значительные препятствия перед входом в заключительную фазу.

В последнее время мы видели, как A350 сталкивается с проблемами рынка и эксплуатационными проблемами, примером чего является история с покраской, на решение которой ушло более двух лет. Невозможно предположить, столкнется ли В777X с чем-то подобным после выхода на рынок.

Будет интересно посмотреть на противостояние между A350 и В777X. На бумаге оба - отличные самолеты с близкими значениями дальности полета и пассажировместимости. Будет ли достаточно большего размера В777X, чтобы перетянуть авиакомпании от испытанного Airbus?

По нашему мнению, легкий, маневренный A350 с его значительно более низкой стоимостью будет сложным конкурентом для Boeing. Однако для миссии, где требуется максимальная грузоподъемность, Airbus просто не может предложить ничего такого же, как В777-9.

В целом, редакция Simple Flying голосует за Airbus A350 как победителя, но это субъективный вопрос. А что вы думаете об этих двух самолетах? Который из них лучше?

Источник: Simple Flying

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале