В777X - самый большой самолет Boeing, который должен стать лидером на рынке дальнемагистральных самолетов большой вместимости. Но гиганту с легендарными складывающимися законцовками крыла придется опередить своего конкурента Airbus А350, если он хочет завоевать большую долю рынка. Который из них лучше?
Представляем претендентов
B777X — самый большой из когда-либо построенных двухдвигательных самолетов в мире. Его огромные двигатели и беспрецедентный размах крыльев обещают обеспечить непревзойденную экономичность и открыть новую эру высокоэффективных дальних перелетов. Хотя он уже испытан, он будет доставлен авиакомпаниям не раньше начала 2025 года, если не будет отложен еще дальше.
A350 в настоящее время является самым большим широкофюзеляжным самолетом, построенным европейской компанией с тех пор, как производство A380 было прекращено. Изготовленный с использованием новейших композитных материалов, это самый легкий широкофюзеляжный самолет в настоящее время.
Airbus говорит, что это приводит к снижению эксплуатационных расходов на 25% и более тихой и эффективной работе. Самолет предназначен как для средне-, так и для дальнемагистральных рейсов, конкурируя в этом сегменте также с В787 и В777.
Что популярнее у авиакомпаний?
B777X, который в настоящее время проходит испытания, еще не доставлен ни одной авиакомпании. В то же время A350 используется с 2015 года, и по всему миру эксплуатируется не менее 530 единиц этого типа.
Первоначально В777X разрабатывался как В777-9, хотя у производителя есть планы по уменьшению версии В777-8 в будущем. Примечательно, что такие компании, как Qatar Airways и Lufthansa, также готовятся получить В777-8 Freighter. Есть также приблизительные планы растянуть фюзеляж для В777-10, если в будущем будет достаточный спрос.
A350 доступен в двух вариантах: A350-900, который был первым, и A350-1000, который поступил в авиакомпании в 2018 году.
Заказы на В777X
Книга заказов Boeing претерпела некоторые колебания из-за эпидемии коронавируса и неоднократных задержек с доставкой. Однако на сегодня на В777Х поступило более 350 твердых заказов от крупных авиакомпаний, таких как Emirates, Qatar Airways, Singapore Airlines и др. Цифры постоянно меняются, поскольку перевозчики добавляют и удаляют самолеты в соответствии со своими требованиями.
Сюда не входят данные по грузовому В777X, который почти наверняка будет иметь коммерческий успех, как и его предшественник В777F. Тем не менее, он будет основан на В777-8, для утверждения и разработки которого потребуются еще годы.
Заказы на Airbus A350
A350-900 поступил на вооружение Qatar Airways в январе 2015 года. Его старший брат, A350-1000, совершил свой первый коммерческий рейс 24 февраля 2018 года. С тех пор этот тип был доставлен крупнейшим авиакомпаниям по всему миру, включая Qatar Airways, Singapore Airlines и Cathay Pacific.
Согласно последнему листу заказов Airbus, компания получила в общей сложности 928 заказов на широкофюзеляжные самолеты, и 967, если включить создаваемый A350F. Было доставлено 362 единицы, большинство из которых меньшего размера - А350-900. Вот как это выглядит состоянию на конец апреля 2023 г.
Таким образом, с точки зрения количества заказов, A350 значительно опережает В777X. Однако это несколько некорректное сравнение, поскольку он был выставлен на продажу гораздо раньше, и, следовательно, у него было больше времени для получения значительных заказов. Эпидемия также повлияла на продажи и заказы в отрасли в течение двух лет. Поскольку восстановление идет полным ходом, а Boeing все еще согласовывает сроки внедрения В777X, сравнение заказов в ближайшие годы станет более понятным.
- Чтобы включить русские субтитры необходимо: открыть видео в отдельном окне, нажать значок "настройка" внизу - затем "субтитры" - английский (создано автоматически) - перевести - выбрать "русский".
Нововведения
И A350, и В777X оснащены невероятными технологиями нового поколения. В то время как многие из улучшений, замеченных в этих самолетах, направлены на повышение эффективности использования топлива, комфорт для пассажиров также сыграл свою роль в дизайне.
Технологии на борту В777X
В777X станет самым большим двухмоторным самолетом в мире. Основываясь на успехе своего предшественника, В777, и, используя некоторые усовершенствования, замеченные в В787, самом амбициозном самолете Boeing на сегодняшний день. Некоторые из ключевых улучшений включают в себя:
- Композитные крылья: использование композитных материалов в конструкции крыла позволяет В777X иметь самый большой размах крыла среди всех пассажирских самолетов.
- Складывающиеся законцовки крыла: чтобы сохранить В777X в более низкой размерной категории и не ограничивать количество аэропортов, которые он может использовать, Boeing разработал его со складывающимися законцовками крыла.
- Самые большие двигатели: гигантские двигатели GE9X совершенно новые и разработаны специально для В777X. Это самые большие и самые эффективные авиационные двигатели в мире, в которых для большей мощности и меньшего расхода топлива используется композитная технология вентилятора .
- Аэродинамическая эффективность: изогнутые законцовки крыла, огромный размах крыла и совершенно новые двигатели обеспечивают значительную экономию топлива и высокую эффективность.
- Удобство салона: вдохновленный Dreamliner, салон В777X будет шире, с большими окнами, декоративным освещением и улучшенной архитектурой для более комфортного пребывания пассажиров.
A350, несмотря на его более ранний выпуск на рынок, также раздвинул границы технологий на борту.
- Легкая конструкция: A350 на 53% состоит из композитных материалов, которые легче и прочнее традиционного алюминия. В нем также много сплавов титана и алюминия, что делает самолет очень легким и прочным.
- Адаптивные крылья: вдохновленные дикой природой, крылья A350 фактически «машут» во время полета. Это не так много, чтобы вы могли бы заметить, но небольшие движения крыльев позволяют уменьшить сопротивление и снизить расход топлива.
- Бесшумные двигатели: двигатели Rolls-Royce Trent XWB тише и экономичнее своих нынешних конкурентов.
- Аэродинамическая эффективность: как и в случае с В777X, Airbus работал на тем, чтобы сделать А350 максимально аэродинамичным. В частности, при разработке A350XWB компания использовала вычислительную гидродинамику — метод, улучшающий внешнюю форму для минимального сопротивления.
- Комфорт в салоне: ультрасовременный кондиционер и декоративное освещение, а также интеллектуальная герметизация работают согласованно, чтобы уменьшить влияние смены часовых поясов. Прямые боковые стены, более широкий салон и большое пространство для хранения вещей обеспечивают комфорт пассажиров.
Вместимость, запас хода и топливная экономичность
Оба самолета предлагают огромное количество посадочных мест и большую грузоподъемность, но В777X все-таки больше.
Пассажировместимость
В двухклассной конфигурации A350 вмещает от 315 до 369 пассажиров. Максимальная пассажировместимость у А350-900 составляет 440 человек и 480 у А350-1000.
В777X, хотя и еще не испытанный во плоти, предлагается 384 места в В777-8 и 426 мест в В777-9 в двухклассной конфигурации. Максимальная пассажировместимость еще не названа, но она наверняка будет больше, чем у A350.
С точки зрения компоновки, A350 как правило имеет конфигурацию из девяти рядов в эконом-классе с шириной кресла 46 см на каждого пассажира. Тем не менее, некоторые авиакомпании втиснули дополнительный ряд, уменьшив ширину кресел до жалких 42 см.
В стандартной компоновке В777X будет иметь 10 рядов. Это то же самое, что и существующий В777, но более широкий салон В777X должен обеспечить более комфортные условия для пассажиров.
Грузоподъемность
Что касается груза, A350-1000 может взять на борт 68 тонн и 44 контейнера LD3. Меньший А350-900 имеет полезную нагрузку 53,3 тонны и вместить 36 контейнеров LD3. Для сравнения, В777-9 будет иметь грузоподъемность 48 контейнеров LD3. Его максимальная нагрузка еще не опубликована.
Еще одна ключевая цифра для сравнения — MTOW, максимальная взлетная масса. Это то, с чем у европейского производителя была проблема в отношении А380. Самолет был настолько тяжелым, что его взлетная масса была превышена до того, как было заполнено доступное грузовое пространство; поэтому, он никогда не строился как грузовой вариант.
У В777-9 максимальная взлетная масса составляет 351 т, в то время как у Airbus - 280 т А350-900 и 316 т А35-1000. Однако важно учитывать разницу в весе самого самолета. Вот опубликованные данные о весе этих самолетов, а также еще несколько для сравнения:
- Airbus A350-1000 - 129 т
- Boeing 777-9 - 181,4 т
- Boeing 787 - 129 т
- Airbus A330 - 121,9 т
Несмотря на то, что это явно большой и тяжелый самолет, A350 значительно снижает вес всей конструкции благодаря использованию современных материалов.
Эффективность топлива
Хотя настоящее сравнение не произойдет до тех пор, пока Boeing 777-9 не выполнит несколько рейсов, мы можем сделать некоторые предположения, основанные на опубликованных запасах топлива и дальности полета.
У В777-9 запас топлива составляет 159 т при максимальной дальности полета 13,5 тыс. км. Для очень грубого расчета это означает, что он сжигает около 11,7 кг на один километр.
A350-1000 имеет запас топлива 124 т и максимальную дальность полета 16,1 тыс. км. Это соответствует сжиганию около 7,7 кг на один километр.
Конечно, это еще не все, потому что авиакомпании озабочены расходом топлива на одного пассажира. Принимая это во внимание (при двухклассной компоновке), сжигание топлива у A350 на одно место составляет 0,09 фунта на морскую милю, а у Boeing В777-9 - 0,11 фунта на сиденье на морскую милю.
Естественно, каждый производитель считает, что их широкофюзеляжные самолеты более эффективны, чем у их конкурентов, и существует слишком много переменных с точки зрения длины перелета, перевозимого груза и тому подобного, чтобы можно было провести окончательное сравнение. Как говорится, чтобы узнать вкус пудинга, надо его съесть.
Вердикт: ничья; более высокая пассажировместимость В777X делает его победителем, но меньший вес без нагрузки у A350 выдвигает его вперед.
Другая статистика
Для удобства сравнения мы свели все цифры в одну таблицу. Для простоты это В777-9 против А350-1000.
Расходы
Опубликованные цены на каждый самолет следующие:
- A350-1000 стоит $366,5 млн, а A350-900 — $317,4 млн.
- В777-9 продается по цене $442,2 млн, а В777-8 будет стоить $410,2 млн.
Конечно, авиакомпании часто добиваются значительных скидок от цен прайс-листа, особенно если они размещают заказы на несколько самолетов. Однако стоимость В777-9 должна быть снижена более чем на $70 млн, прежде чем он будет стоить столько же, сколько A350-1000 без скидки.
Вердикт: A350 побеждает; он намного доступнее
Сверхдальние маршруты
И A350-1000 и В777-9 нацелены на растущий рынок сверхдальних перевозок. Первопроходцем стал Qantas, разместивший крупный заказ для своего проекта Project Sunrise, миссию по соединению Нью-Йорка и Лондона напрямую с Сиднеем и другими городами на западном побережье Австралии. Boeing и Airbus активно продвигали свои новые модели, но последний выиграл и получил крупный заказ на узкофюзеляжные и широкофюзеляжные самолеты.
Одной из проблем с В777X является факт, что он не сертифицирован и еще не доставлен. Учитывая, что его поставки уже отложены до 2025 года, а Project Sunrise запланирован на следующий год, A350 может быть правильным выбором на данный момент. Однако это может измениться в будущем, когда B777-9 докажет свои достоинства и эффективность в эксплуатации.
Сегодня более длительные полеты стали новой нормой, и эти модели будут лидировать на рынке самолетов большой вместимости, заменив В747, а затем и А380.
Вердикт
Время покажет, выдержит ли Boeing 777X вызовы отрасли. Программа уже преодолевает значительные препятствия перед входом в заключительную фазу.
В последнее время мы видели, как A350 сталкивается с проблемами рынка и эксплуатационными проблемами, примером чего является история с покраской, на решение которой ушло более двух лет. Невозможно предположить, столкнется ли В777X с чем-то подобным после выхода на рынок.
Будет интересно посмотреть на противостояние между A350 и В777X. На бумаге оба - отличные самолеты с близкими значениями дальности полета и пассажировместимости. Будет ли достаточно большего размера В777X, чтобы перетянуть авиакомпании от испытанного Airbus?
По нашему мнению, легкий, маневренный A350 с его значительно более низкой стоимостью будет сложным конкурентом для Boeing. Однако для миссии, где требуется максимальная грузоподъемность, Airbus просто не может предложить ничего такого же, как В777-9.
В целом, редакция Simple Flying голосует за Airbus A350 как победителя, но это субъективный вопрос. А что вы думаете об этих двух самолетах? Который из них лучше?
Источник: Simple Flying
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале
- The Financial Times. Китайский проект: C919 представляет угрозу для продаж Airbus в Китае
- Rare Historical Photos. Фотовзгляд на сексуальных стюардесс 1960–1980-х годов. Часть 2