"Я шагаю по Москве" — картина удивительная. После просмотра она оставляет приятное, светлое чувство. Потом, спустя какое-то время, вспомнив об этом приятном, светлом чувстве, фильм хочется пересмотреть. Когда же начинаешь его пересматривать, то ловишь себя на мысли, что смотреть его не очень-то интересно, ну, лично мне. Да никогда и не было особо интересно, ну, лично мне))
Лирическая комедия (к слову, этот термин придумал сам Георгий Данелия, когда ему начальство сказало: "Ваша комедия какая-то несмешная", — до тех пор такого поджанра не существовало), в которой показан обычный день в Москве. Яркий солнечный день. Веселые люди. Огромные толпы свободных, раскрепощенных людей. "Город-сказка, город-мечта". Солнечный город.
Проездом в столице молодой сибиряк. Он знакомится с молодым метростроевцем. А потом знакомится с друзьями, родственниками и просто знакомыми метростроевца. По приглашению, высланному начинающему писателю из Москвы, они посещают маститого писателя (которого изображает полотер).
Потом новые друзья ссорятся из-за продавщицы пластинок. Потом участвуют в конкурсе в парке культуры и отдыха, ловят карманника, попадают в милицию, гуляют на свадьбе.
Фильм о хороших людях и прекрасном городе в лучшей в мире стране.
Эти образы складываются в калейдоскоп и врезаются в память, собственно, поэтому-то фильм смотреть неинтересно, — ты слишком хорошо его помнишь, настолько выразительно он снят: Москва-реку в солнечных бликах, по которой скользят спортивные каноэ; пионер, не уследивший за собакой; двор с танцующими людьми; разнюнившийся герой Стеблова, жизнерадостный герой Михалкова, спокойный и уверенный в себе герой Локтева.
Авторы фильма, режиссер Георгий Данелия и сценарист Геннадий Шпаликов, искали образы "простого человеческого счастья". В фильме "Мне двадцать лет" молодые герои, ищущие своего места под солнцем, столкнулись с неразрешимыми проблемами, — жизнь оказалась слишком сложна. Подобных проблем у героев "Я шагаю по Москве" нет. И дело не в том, что они пытаются их не замечать. Этих проблем попросту нет. Они, как дзен-буддисты, легкой поступью идут по жизни, шагают по Москве, едва касаясь асфальта, и еще чуть-чуть - и они преодолеют гравитацию.
"Я шагаю по Москве" — легкий, свежий фильм, в нем есть что-то от французской новой волны. Кроме того, сейчас это уже не просто лирическая комедия, а полноценный миф, рассказанный простым языком, как и полагается сказке. Речь идет о легендарной стране СССР, в которой молодому человеку привольно дышалось и широко шагалось. "Я шагаю по Москве" выживет и годы спустя именно за счет манеры повествования — легкой и непринужденной, чтобы поверить не только в историю, но и в антураж.
Фильм пользовался большим успехом у зрителя, а также у критиков, и был отправлен вместе с Данелией на Каннский кинофестиваль, где получил Специальный приз жюри "Молодым кинематографистам за новизну и свежесть взгляда".
Оценка: 7,5 из 10.
Режиссер: Георгий Данелия.
Сценарий: Геннадий Шпаликов,
Оператор: Вадим Юсов,
Композитор: Андрей Петров.
В главных ролях: Никита Михалков, Алексей Локтев, Галина Польских, Евгений Стеблов.
В ролях: Арина Алейникова, Валентина Ананьина, С. Беседина, Вероника Васильева, Ирина Мирошниченко, Владимир Басов, Ролан Быков, Лев Дуров, Инна Чурикова, Олег Видов.
Интересные факты о фильме:
- Финальная сцена происходит на станции метро "Университет". Герои прощаются, Алёна уезжает на поезде в сторону центра. Коля идёт по залу, а Володя садится в поезд на противоположной платформе, чтобы ехать, очевидно, в аэропорт "Внуково" и уезжает… в оборотный тупик. Вплоть до 1964 года "Университет" была конечной станцией. Надпись на указателе "Посадки нет" хорошо просматривается. Тем не менее, для зрителей, которые увидели фильм в 1964 году, сцена уже не выглядела абсурдной — 30 декабря 1963 года Кировско-Фрунзенская (ныне Сокольническая) линия была продлена ещё на 2 станции до "Юго-Западной", откуда действительно стало возможным попасть в аэропорт Внуково.
- Данелия о том Каннском фестивале:
"В тот раз на Каннском фестивале до конца я досмотрел только три фильма — японский «Женщина в песках», французский «Шербургские зонтики» и «Я шагаю по Москве» (два раза, на утреннем и вечернем просмотре). Как оказалось, вкус жюри совпал с моим — главный приз получил фильм «Шербургские зонтики», специальный приз — «Женщина в песках», а «Я шагаю по Москве» отметили за оригинальную режиссуру."
Читайте также на моем канале: