Найти тему
Популярная наука

За 20 лет СМИ научились нас пугать и печалить

На днях вышло интересное исследование о ситуации в современных медиа. Там ссылка на Твиттер, если он у вас не открывается без VPN, кратко объясню суть.

За 20 лет эмоции страха в СМИ стало больше на 150%. Гнев появляется чаще на 104%, печаль - на 54%.

Автор статьи, прочитав несколько пугающих заголовков в российских СМИ
Автор статьи, прочитав несколько пугающих заголовков в российских СМИ

А вот нейтральный тон сократился на треть.

Почему так происходит? Эксперт Джордж Мэк объясняет:

"Каждое дополнительное негативное слово [в заголовке] увеличивало количество кликов на 2,3%"
-2

Статья это про западные медиа. В России же ситуация гораздо более острая.

Когда я еще будучи студентом пришел в журналистику, главный редактор нас учил:

Заголовок должен быть информационным и нейтральным. Если ты добавляешь эмоцию, то поступаешь нечестно по отношению к читателю. Ты задаешь ему эмоциональный контекст восприятия. И заставляешь кликать, даже если материал ему неинтересен.
Некоторые СМИ научились выпускать идеально лаконичный негатив (здесь и далее - иллюстрации из телеграм-канала "Планерка", который собирает странные заголовки российских СМИ)
Некоторые СМИ научились выпускать идеально лаконичный негатив (здесь и далее - иллюстрации из телеграм-канала "Планерка", который собирает странные заголовки российских СМИ)

Итоги этого какие:

1. Читатель уходит разочарованным;

2. Читатель не получил нужной информации, которая поможет ему принимать правильные решения или расширит его кругозор.

Почему это было важно в то время. Потому что журналистика - это был не просто способ заработать денег для медиа. Журналист нес миссию. В этом он принципиально отличался от пиарщика, рекламщики и копирайтера.

Пример кликбейта. Негативное слово "стыдно" стимулирует кликнуть, хотя оно не обосновано. "Старая школа" журналистики предложила бы здесь заголовок: "10 фактов, которые помогут расширить ваш кругозор"
Пример кликбейта. Негативное слово "стыдно" стимулирует кликнуть, хотя оно не обосновано. "Старая школа" журналистики предложила бы здесь заголовок: "10 фактов, которые помогут расширить ваш кругозор"

Сейчас СМИ стали полноценным бизнесом. Должны собирать трафик, зарабатывать деньги на рекламе. Конкуренция за внимание усилилась.

Почему же государственные СМИ тоже занимаются нагнетанием в заголовках?

Казалось бы, уж они то не должны. Ведь у них нет строгой задачи зарабатывать деньги.

Однако им приходится конкурировать за трафик с коммерческими СМИ. А чиновники требуют от всех государственных СМИ: РИА, Российской газеты, ТАСС и т д. также трафика, больших аудиторий. Вот и им приходится иногда применять те же методы.

Энтропия растет. Или к чему приводит негатив

К инфляции информационных цепочек. Люди перестают доверять информации. Как же ей можно доверять, если постоянно обманывают, пугают, стараются вызвать отвращение?

А ведь речь шла всего лишь о постановочном рыцарском турнире
А ведь речь шла всего лишь о постановочном рыцарском турнире

А это прямой путь, говоря физическим языком, к росту энтропии. Хаос растет, дезинформация снижает ценность конструктивной информации. Люди чувствуют себя менее уверенно и чаще принимают неверные решения.

Пока СМИ зарабатывают исключительно на трафике, а не на имидже и качественном продукте - так и будет.

Представьте, если единственным критерием рабочего на заводе будет количество выпущенных деталей? Именно количество, а не качество. Он может выпускать тонны кривых деталей, из-за которых будут ломаться самолеты и автомобили.

Очевидно, что такого ему сделать не дадут. Почему же в СМИ это становится нормой.

Поэтому, если вы захотите в следующий раз кликнуть на очень привлекательный заголовок, внушающий ужас - подумайте. Стоит ли лишний раз разочаровываться и увеличивать хаос в этом мире?

Вопрос риторический.