Найти тему

А что случилось?

Первый из Трех разговоров трудного разговора - про то, что случилось.

В нашем случае – настоящий блог о смене работы – суть понятна.

Но мы сейчас отвлечемся от главной темы. Жизнь наша насыщена или даже перенасыщена ситуациями, требующими такой кризисной коммуникации. Поэтому поговорим о структуре трудного разговора в принципе.

Так вот разговор о том, что случилось, сам делится на 3 части:

- кто прав

- кто что имел в виду

- кто виноват.

Предположение о собственной правоте.

Отстаивая свою точку зрения, чаще всего мы нисколько не сомневаемся в следующем раскладе: я прав, а ты – нет.

Список того, в чем я прав, бесконечен. Но есть одна закавыка: вы не правы.

Как?! Ну, вот сейчас, когда трудного разговора нет, а есть только разговор о нем, мы можем допустить, что, если не всегда, то хотя бы иногда я бываю прав!

И все равно нет.

Дело в том, что неудобные разговоры за редчайшим исключением не сводятся к поиску правды. Речь идет о конфликте представлений, интерпретаций и ценностей. Поэтому в разговоре о том, что случилось, нужно отказаться от мыслей о собственной правоте, чтобы избавиться от необходимости ее доказывать. На самом деле следует понять, как обе стороны воспринимают и интерпретируют происходящее и каковы их ценности. Это позволяет отойти от подхода «донесения истины» и начать задавать вопросы

Выдуманные намерения.

Второй конфликт в разговоре о том, что случилось, касается намерений участников.

Когда дело касается намерений, мы совершаем простую, но серьезную ошибку: нам кажется, что мы знаем, каковы намерения другого человека, хотя на самом деле это не так.

Что еще хуже: когда мы не уверены в том, каковы намерения человека, мы часто приходим к выводу, что они исключительно плохие.

Правда заключается в том, что намерения невидимы. Мы делаем выводы из поведения людей. Другими словами, мы их изобретаем, придумываем их самостоятельно.

Необоснованные выводы могут обернуться катастрофой, поскольку наш взгляд на чужие намерения (как и чужой взгляд – на наши) очень важен при ведении неудобных разговоров.

Установка на обвинение.

Третья ошибка, которую люди совершают во время разговора о том, что случилось, касается обвинений.

Разговоры о том, кто прав, а кто виноват, отвлекают участников от сути. А суть в том, чтобы разобраться, почему все пошло не так и как можно это исправить.

Если вместо этого сосредоточиться на понимании, что каждая сторона конфликта поучаствовала в его развитии, мы поймем реальные причины и сможем поработать над его разрешением.

И здесь вопросы будут гораздо полезнее утверждений.

Второй из Трех разговоров трудного разговора – про чувства. Как с эмоциями-то быть?

Об этом поговорим попозже.

Вопросы и предложения принимаются здесь - почта shamray@tpptlt.ru, telegram-канал @VNSh61, мессенджер ВК.